Надежда Серёдкина
Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической культуры каждого человека. Поэтому экологическое образование во всех его звеньях приобрело приоритетное значение. Нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического сознания у населения.
Публикация «Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Главной целью экологического воспитания является формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания. Она ориентирована на общие человеческие ценности и ставит задачу личностного развития ребёнка на первый план, а это значит, что в дошкольном возрасте необходимо заложить экологическую культуру, чтобы ребёнок с детства понимал значимость природы.
В настоящее время, как исследователями, так и практиками продолжается поиск методов работы с детьми, которые позволяют сформировать у них зачатки экологической культуры. Театрализованную деятельность экологического содержания можно отнести к числу таких методов.
Театр со слов С. В. Образцова – «Средство воспитания человеческих душ». Театрализованное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра, а игровые моменты дают возможность ребёнку с удовольствием, естественно войти в мир театра, полюбить его, реализовать свои возможности.
Основная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы.
У детей дошкольного возраста ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится театрализованной деятельности. Сказки в детях воспитывают культуру поведения, бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Для дошкольников важно узнать о проблемах дикой природы из уст самих обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменения в природе и своей привычной жизни.
Сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой.
Сказки с экологическим содержанием отличает то, что они несут в себе достоверную, научную информацию, в интересной сказочной форме дают представления о закономерностях природы, о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде, об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. К таким произведениям можно отнести «Сова» В. Бианки, «Русачек» Н. Романовой, «Большое чудо» Н. Павловой и другие.
Представляю вашему вниманию сказку «Пенёк - теремок», авторами которой являемся я и мои дети.
Воспитатель: Вспомнилась мне одна история: Был пень. Первыми прослышали про свеженький пень жуки всякие. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы станем, его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесной еды в пенечке сколько. Вот жуки - древоточцы, жуки - короеды в поисках дома для своих личинок к пенёчку и направились.
Жук-олень: Кто – кто в пенёчке-теремочке живёт? Никто не живёт. Тогда я буду жить под этим крепким, толстым корнем. Здесь я найду себе пищу, буду питаться опилками. (присаживается рядом с пнём, имитируя своё заселение)
Жук-короед: Кто – кто в пенёчке-теремочке живёт?
Жук-олень: Это я жук-олень, здесь живу. А ты кто такой?
Жук-короед: Я жук-короед, зима приближается, а у меня жилья нет. Давай вместе жить. Я ходы буду чистить, грибницу поедать, пенёк сберегать.
Жук-олень: Заходи, вместе жить веселее.
Муравей:Кто – кто в пенёчке-теремочке живёт?
Жуки: я жук-олень, а я жук-короед. А ты кто такой?
Муравей:Я муравей. Зима совсем близко, пустите к себе в пенёк-теремок перезимовать. Я за чистотой буду смотреть, всё подъедать, мусор выносить.
Жуки: Заходи втроём веселее.
Мышка полёвка: Кто – кто в пенёчке-теремочке живёт?
Насекомые: это мы насекомые – жук-олень, жук-короед, муравей. А ты кто?
Мышка полёвка: Я мышка-полёвка. Совсем холодно на улице стало, снежок выпал. Пустите меня к себе в теремок пожить, зиму переждать. Зернышки, семена припасла я, и ягоды насушила. Я вас не стесню. Зимой я не сплю, теремок постерегу.
Насекомые: ну что ж, это дело пенёк сторожить, заходи, будем вместе жить.
Белка: Кто – кто в пенёчке-теремочке живёт?
Мышка: насекомые да я мышка-полёвка. А ты кто?
Белка: Я белочка. Зима холодная, да голодная пришла. Разрешите мне в свою кладовочку зайти, орешки забрать.
Мышка-полёвка: Заходи, забирай свои кедровые орешки, только мои зёрна не трогай.
(белочка имитирует, что забрала орешки и убегает)
Медведь: Кто – кто в пенёчке-теремочке живёт?
Мышка: Я мышка-полёвка и насекомые, но они уже спят, а я теремок стерегу. А ты кто такой?
Медведь: Я медведь. Разбудила меня вьюга снежная, размела сугроб моей берлоги, вот я без дома и остался. Пустите меня к себе перезимовать.
Мышка: Да куда же тебя пустить, пенёк - теремок маленький, ты же его раздавишь.
Медведь: не беспокойся мышка-полёвка, я под пеньком снег подрою, в земле углубление сделаю, веток натащу, да и до весны спать буду, вас тревожить не посмею.
Мышка: жалко мне тебя Медведюшка, заходи. Зима холодная, схоронись до весны.
Воспитатель: Стали они все вместе зимовать, да весны поджидать.
Воспитатель: Вот так пенёк-теремок. Приютил и сберёг от зимней стужи и насекомых, и животных на всю зиму! А какие ещё животные всю зиму спят, а какие по лесу рыщут?
Считаю что, чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок, игры-драматизации служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.