Хныкова Светлана
Формирование эстетической культуры ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Некоторые психологи убеждены, что эстетический вкус формируется у ребенка еще в материнской утробе и рекомендуют будущим мамам наслаждаться классической музыкой, живописью и красотой природы. У многих народов издавна принято окружать беременных только красотой. Созерцание красоты наполняет женщину гармонией покоя, который необходим для здорового психического развития будущего малыша.
Нужно ли напоминать о том, что воспитание ребенка не должно строиться на одном только ”это не бери, это выучи, сюда не ходи”? Родители должны учитывать прекрасный и многогранный мир, который окружает маленького человечка.
Публикация «Формирование эстетической культуры ребенка» размещена в разделах
Эстетическое воспитание дошкольников можно условно разделить на следующие формы :
1. Общение с природой (походы в лес и парк, экологические развлечения и игры).
2. Знакомство с искусством (экскурсии в театры, музеи, встречи с деятелями искусства, детские утренники, музыкальные вечера, викторины и конкурсы).
3. Эстетика физической культуры (спортивные конкурсы и праздники).
4. Эстетика трудовой деятельности (красота детских поделок, оформление рабочего места, эстетика работы).
5. Эстетика в быту (детский гардероб, порядок и уют в доме).
Самые впечатляющие уроки эстетики дошкольникам дает общение с живой природой. Русский педагог Ушинский К. Д. как-то заметил, что по сравнению с самой лучшей педагогикой живописный ландшафт оказывает на эстетические чувства ребенка намного более сильное влияние. Прекрасная поляна, цветущий сад, пестреющий красками осенний лес, пенящиеся морские волны, суровые силуэты гор, завораживающий солнечный закат… Даже в самых выдающихся произведениях людям не угнаться за совершенством форм, волшебной гармонией и магическим ритмом Природы.
Глаза дошкольника фиксируют эту божественную красоту, и яркие впечатления, оседая в глубинах подсознания, запоминаются на всю жизнь. Природа обостряет детскую чувствительность и наблюдательность, развивает воображение, образность, способность к анализу и синтезу. Свои впечатления дошкольник пытается выразить через рисунки, лепку и т. п. Задача взрослых – поддержать и развить стремление к самовыражению и к собственной интерпретации красоты. Это ключевой момент в формировании художественного вкуса дошкольника.
С миром большого искусства ребенка можно знакомить, если ему исполнилось 3 года. В этом возрасте он уже готов для посещения музеев или картинных галерей. Начинайте с малого – с просмотра 1-2 картин. Если вы правильно подберете работы, они вызовут у ребенка сильные впечатления. Эмоциональный отклик в детской душе – это посеянное зернышко, которое со временем прорастает в красивое и мощное дерево интереса и любви к прекрасному.
Самый простой способ эстетического воспитания дошкольников через приобщение к миру искусства – это прослушивание музыки. Основой развития детской музыкальности является живое восприятие музыки, к которому ребенка нужно готовить заранее. Несколько вступительных слов перед прослушиванием усиливают внимание дошкольника и углубляют его музыкальные впечатления.
Не оставляйте без внимания архитектуру. Когда бываете с ребенком в других городах, обращайте его внимание на красоту местных сооружений. Дошкольнику не обязательно знать о принципиальных отличиях классики от барокко, просто обратите его внимание на различия в формах и деталях. Через разницу образов он начнет интуитивно постигать архитектурный мир пространства и времени.
Главной задачей эстетического воспитания дошкольников является развитие способности понимать, чувствовать и любить прекрасное в окружающем мире и произведениях искусства. И хотя эстетическое восприятие ребятишек не всегда носит осознанный характер, взрослые должны стремиться обогащать его всеми доступными средствами.