МААМ-картинки

Формирование этнокультурной компетентности как показатель качества дошкольного образования

Наталья Ключева
Формирование этнокультурной компетентности как показатель качества дошкольного образования

МАДОУ «Детский сад №42» принимает участие в лонгэтюдном исследовании качества дошкольного образования 2-ой год. Работа на основе результатов исследования дает значимую положительную динамику, при этом принципиальное значение приобретает знакомство педагогов с результатами исследования, их обсуждение с компетентными специалистами и обмен опыта с коллегами.

Публикация «Формирование этнокультурной компетентности как показатель качества дошкольного образования» размещена в разделах

В исследовании качества дошкольного образования с использованием шкал ECERS одним из важных аспектов является содействие принятию многообразия, что обусловливает необходимость создания условий для того, чтобы дети узнавали о разнообразии культур и традиций, развитие доброжелательного отношения к людям других обычаев и национальностей. Это является одним из основных требований ФГОС дошкольного образования.

Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину. Толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Целенаправленную работу по формированию этнокультурной компетентности в условиях поликультурного региона педагоги нашей ДОО проводят на протяжении нескольких лет.

Данная работа определяет конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников :

- развитие представлений о развитии человечества, об образе жизни человека в древности;

- формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире, приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к различным культурам;

- привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.

- воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.

Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты разных этнических культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции.

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошкольного образования выдвигается формирование этнокультурной компетентности как основы межкультурной компетентности.

Для приобщения детей к истокам народной культуры важно определить направления работы:

- расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;

- дать детям общее представление о республикеМордовия;

- познакомить с обычаями и традициями народов Поволжья, с народным творчеством;

- приобщить детей к истокам национальной праздничной и традиционной культуры.

Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Физическое развитие».

Мы стараемся в каждую образовательную область внести какие-то колоритные моменты традиционной этнической культуры народов населяющих Республику Мордовия и народов Поволжского региона.

Свои знания о народной культуре дети пополняют в мини-центрах краеведения, во время НОД. В мини-центрах дети впервые соприкасаются с предметами старины, расширяют свои представления о жизни предков. В мини - изостудии дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством разных народов.

На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

Формирование этнокультурной компетенции дошкольников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку, поют песни на мордовском и татарском языках.

Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. В детском саду стало традицией включать в сценарии праздников и развлечений народные песни.

Свои языковые знания и знания культуры мордовского народа дети проявляют на различных фольклорных праздниках.

В работе с детьми широко используется и устное народное творчество, которое является национальным достоянием любого народа. Для того чтобы донести до понимания дошкольников красоту и своеобразие мордовского фольклора, в образовательном процессе практикуется рассказывание и инсценировка народных сказок с последующей их театрализацией, также идет знакомство детей с народными традициями, заучиванием пословиц и поговорок. Организуются детские фольклорные и обрядовые праздники и развлечения, посвящённые национальным традициям мордовского и русского народа. Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой (день Российского флага) дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

Педагогами нашего детского сада совместно с детьми было проведено музыкально-тематическое развлечение «Этнодефиле». Дети познакомились с национальными костюмами мордвы, русских и татар. А в целях воспитания толерантности по отношению к другим национальностям дети татары читали стихи на эрзянском языке, а эрзяне – на татарском. Проведенные праздники и развлечения с использованием материала на национальном языке являются одной из самых ярких форм закрепления знаний о языковой культуре этноса. Ребята с желанием называют окружающие предметы, читают стихи, поют песни и частушки. У детей расширяется языковой кругозор. Не стесняясь, они пытаются составлять диалоги и монологи на мордовском языке.

Традиционным стало проведение «Дня Мордовских языков».

Ежегодно проводится обрядовый праздник «Акша келу»

Большую роль в формировании этнокультурных представлений у детей в МАДОУ имеет мини-музей по краеведению, цель работы которого не только ознакомление с культурой мордовского народа, но и других народов, проживающих на территории Республики.

В музее собран богатый этнографический материал, широко представлены материалы по мордовской, татарской и русской культуре. Это художественная и методическая литература по народному искусству, папки с разновидностями национальных костюмов народов Поволжья, элементами мордовского орнамента и вариантов украшения предметов быта, одежды и головных уборов.

Для наиболее полного усвоения знаний детьми разработаны серии конспектов по ознакомлению с предметами быта в музее, разработан график посещения музея, перспективное планирование занятий и развлечений. Дети имеют возможность не только увидеть этнический материал, но и потрогать и поиграть с ним. Каждое мероприятие в музее сопровождают фольклорные произведения. Активно используя современные технологии нами разработаны серии проектов этнокультурной направленности : некоторые из них:проект «Ёвкст каштомо вакссо» («Сказки возле печки») Данный проект предусматривает драматизацию мордовских народных сказок, где дети изображают сказочных героев, которые говорят по-мордовски, поют мордовские песни, исполняют мордовские танцы, играют на народных инструментах.

Сказочница – бабушка Окся не только рассказывает сказки, но и учит детей печь блины, варить кашу, прясть пряжу и плести лапти. Сценарии сказок разработаны как на мордовском, так и на русском языке. Сначала мы драматизируем сказку на русском языке, а затем, уже к подготовительной группе сказка полностью звучит на мордовском языке.

В рамках проекта «Колесо истории» разработан цикл видеоэкскурсий по Поволжскому региону. Дети знакомятся с историей того или иного этноса, играют в подвижные игры,погружаются в мир музыки, путешествуют по заповедным местам. Совсем недавно было проведено спортивное развлечение «Путешествие в заповедник имени Смидовича».

Одним из ярких моментов по формированию этнокультурной компетентности является проект «История одной картины», в рамках которого дети знакомятся с картинами художников, отразивших в своих работах жизнь разных этносов. В Малой Третьяковке постоянно проводятся тематические выставки. В сентябре мы знакомили детей с творчеством Ф. В. Сычкова.

В 2017г. ДОО принимала участие в проекте Рособрнадзора Лонгэтюдное исследование качества дошкольного образования, с помощью шкал ECERS, в котором одним из анализируемых условий влияния на развитие ребенка выступала: «Предметно-пространственная среда по формированию этнокультурных компетентностей» и получила высокую экспертную оценку.

Формировать у детей представление об этносе невозможно без ознакомления с языковой культурой коренного народа. Ведь, состояние родного языка, его роль в обществе определяют уровень этнической культуры региона. Поэтому важно, чтобы дети с малых лет открыли для себя неповторимый мир родной речи. Проводя работу в данном направлении, мы организовали кружок по обучению детей мордовскому языку. Дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной язык. А наша задача педагогов найти такие формы работы, такую мотивационную составляющую, чтобы сделать процесс ознакомления детей с родным языком интересным и увлекательным. Каждый год мы выпускаем детей в школы, а в ДОО приходят новые малыши, с которыми педагоги продолжат работу по этнокультурному направлению, по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме. Только слаженная работа специалистов ДОО: педагогов, музыкального руководителя, координированная заведующим дошкольной образовательной организации и старшим воспитателем, имеющая поддержку у родителей, даст главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство – знать и любить Родину, быть её неотъемлемой частью.

Публикации по теме:

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образованияВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования о свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества.

Дидактические компьютерные игры как средство повышения качества образованияДидактические компьютерные игры как средство повышения качества образования Из опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад № 10 «Белочка» Лямасовой Натальи Владимировны Дидактические компьютерные игры я использую.

Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования .

Достижение качества дошкольного образования в условиях ФГОС Достижение качества дошкольного образования в условиях ФГОС ДО автор: воспитатель Погорелова Галина Александровн Когда думаешь о детском.

Презентация «ТРИЗ как средство повышения качества образования» Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество методов и приемов. Основным средством работы с детьми – педагогический поиск. Педагог.

Проект «Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад №135» ПРОЕКТ.

Проектная деятельность как средство повышения качества образования по экологическому направлению у детей старшего дошкольного На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание активной,.

Реализация дополнительных образовательных услуг как условие обеспечения качества и вариативности дошкольного образования Основной стратегической задачей современного дошкольного образования является создание таких условий, в которых дети с раннего возраста.

Совершенствование профессиональной компетентности педагога, как средство повышения качества образования в ДОУ Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность.

Взаимодействие с родителями ДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование этнокультурной компетентности как показатель качества дошкольного образования
Опубликовано: 25 октября 2018 в 14:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД