Гульфия Хасанова
Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования
Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. В связи с этим, проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной. Не для кого не секрет, что качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов. И для того чтоб повысит эту самую компетентность, для начала нам стоит разобраться, что же это такое? За основу возьмем два ключевых понятия «компетенция» и «компетентность».
Публикация «Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования» размещена в разделах
Обратившись к педагогической литературе, нами было установлено, что единая точка зрения на содержание понятий отсутствует. Итак, рассмотрим данные понятия
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся
интеллектуально-педагогическая;
коммуникативная компетентность;
информационная компетентность;
рефлексивная компетентность.
Из всего ранее сказанного следует, что на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенными набором компетенций.
С позиции А. А. Майера, модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, деятельности, результате и т. д., о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она так же должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент.
Проанализируем понятие профессиональной компетентности педагога с точки зрения психологии (А. М. Бородич, Р. С. Буре, М. И. Лисина, В. С. Мухина и др., что позволит нам выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог :
стремление к личностному развитию и креативность;
мотивация и готовность к инновациям;
понимание современных приоритетов дошкольного образования;
способность и потребность в рефлексии.
Итак, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ.
На сегодняшний день педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования и форм его реализации в связи с внедрением образовательных стандартов.
Один из наиболее значимых вопросов в данной инновационной деятельности – это внедрение в дошкольных образовательных учреждениях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении явились :
организация индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания методической помощи педагогам (очень важно получить ответную реакцию от педагогов, обсуждать именно те вопросы, которые вызывают затруднение);
организация деятельности «творческой группы» по введению ФГОС ДО;
постоянно действующий обучающий семинар по вопросам перехода с ФГТ на ФГОС (обучающие семинары являются, на наш взгляд, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов : на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки).
Самообразование и самосовершенствование знаний педагогов (расширение и приобретение новых знаний в области внедрения образовательных стандартов);
прохождение курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов (играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом);
проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами района, города (изучение передового опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению).
Таким образом, можно с высокой степенью вероятности предположить, что постоянная готовность педагога, то есть его способность мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность, а следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.
Литература
1. Волобуева Л. М., Миренко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2006. - № 6
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология : Учебник для вузов – 2 изд. доп. испр. и перераб. М. : Логос, 2004.
3. Майер А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2007. - № 1
4. Поташник М. М. Управление качеством образования. М., 1979.
5. Столяренко А. М. Общая педагогика : Учебное пособие для студентов вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.