Папки-передвижки

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством использования элементов спорта

Наталья Рогозина
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством использования элементов спорта

Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов.

Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но современный человек в большинстве случаев занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к увяданию здоровья. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Публикация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством использования элементов спорта» размещена в разделах

Проблема ухудшения здоровья населения страны, особенно детей, стала национальной. Подписанное президентом России в 2007 году постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Поэтому только на этапе дошкольного детства можно заложить базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, интерес к спортивным движениям и осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

По статистике, чем активнее ребенок занимается физкультурой, тем меньше риск развития в дальнейшем болезней сердца. Многие дети еще до школы имеют проблемы с осанкой, лишним весом, нарушением кровообращения. Этих и других многих проблем можно избежать, прививая интерес к элементам спорта с детства. Очень важно, чтобы у малыша выработался навык заниматься спортом., а любовь к физическим упражнениям стала нормой жизни, т. к. это прекрасная альтернатива «улице», сомнительным компаниям или бесконечному просиживанию за компьютером и перед телевизором.

Это стало моей главной целью в работе: формировать у дошкольников здоровый образ жизни через использование элементов спорта.

По определениям в различных источниках понятие «здоровый образ жизни» трактуется так:

- Состояние физического здоровья (биологические и физиологические показатели)«я могу»

- Состояние психического здоровья (мотивация, эмоции, морально-волевые качества)«я хочу»

- Состояние социального здоровья (стиль жизни, поведенческие поступки, положительный пример для подражания) – «я буду»

Поэтому перспективные задачи я определила следующие:

1. Сохранять и укреплять здоровье детей.

2. Формировать устойчивый интерес и вызвать радость в движениях, положительные эмоции на занятиях физкультурой и спортом.

3. Формировать основы стремление к физическому самосовершенствованию посредством движений.

Всем известна фраза: «Движение – это жизнь».

Чтобы быть здоровыми мы должны двигаться. Одна из главных составляющих здорового образа жизни – оптимальный двигательный режим. Другими словами необходимо заниматься физическими упражнениями или спортом. Спорт – это мощный биологический стимулятор жизненных функций человека. Потому что, при движении усиливается кровообращение, поэтому ускоряется обмен веществ, а это поддерживает в тонусе мышечную систему, что повышает жизнестойкость организма т. е. служит сохранению молодости.

Систему работы я организовала в трех направлениях:

1. Плавание – единственный вид «малюточного» спорта.

2. Фитбол – фундамент правильной осанки.

3. Аэробика для мам – в здоровом обществе вырастают здоровые дети.

Плавание – это движение в воде. А вода является источником жизни на земле. Нет воды – нет жизни. Зарождение и развитие человека начинается в воде. Ребенок развивается под сердцем матери именно в водной среде. Интересный факт: дети рождаются с навыками плавания. Но после 3-4 месяцев врожденная способность начинает утрачиваться и обучать плаванию приходится заново. В нашем детском саду дети начинают посещать бассейн с двухлетнего возраста. Обучение плаванию проходит по методике Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, Т. Л. Богиной. Чем же полезно плавание для ребенка, что оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений?

Во-первых, плаванием можно заниматься с первых месяцев рождения.

Во-вторых, этим навыком должен обладать каждый ребенок, потому что умение плавать сохраняет человеку жизнь, когда он по какой либо причине неожиданно оказывается на глубокой воде.

В-третьих, благоприятное воздействие плавания на весь организм ребенка.

Плавание оказывает благоприятное воздействие на С. С. С., нервную систему, дыхательную. Правильно формируются суставы, укрепляется костно-мышечный аппарат. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще неокрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Регулярные занятия влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к различным условиям внешней среды, укрепляется сон, повышается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются физические качества ребенка (сила, выносливость, быстрота, гибкость).

И так, в процессе всего курса обучения, который длиться 4-5 лет дети, постепенно решая одну за другой задачи, переходя от простого, к сложному, овладевают необходимыми умениями и навыками. Дети, уходящие из детского сада в школу, владеют навыками держаться на воде. А, самые трудолюбивые могут плавать спортивными способами.

Для решения поставленных задач традиционных форм и методов работы по физическому развитию недостаточно. Поэтому в своей работе я использую новую эффективную технологию – фитбол.

Фитбол – «Fit – boll». В переводе на русский: оздоровление с мячом.

Это занятия гимнастикой с большими резиновыми мячами. По своим физическим свойствам (упругость, вес, размер, расцветка) мяч многофункционален и в комплексах упражнений программного материала может использоваться, как предмет, тренажер, опора. Фитбол позволяет выполнять упражнения в различных исходных положениях: сидя на мяче, лежа на мяче, с опорой о мяч, стоя рядом с мячом, держа мяч в руках или ногами, упражнения в движении, различные виды бросков. Занятия фитболом дают уникальную возможность воздействовать на мышцы спины и позвоночника. Неоценима работа на мячах в плане стимуляции всех опорно-статических систем. Упражнения выполняются под музыку, что помогает создавать на занятии особую эмоциональную атмосферу, повышая его эффективность. Эмоциональный фактор создает наилучшие условия для физического развития детей и реализации основных факторов развития: ориентации в пространстве, межполушарного взаимодействия, кинетического и др. Фитбольный мяч давно стал всеобщим любимцем – это красивая, привлекательная и очень полезная игрушка, которая манит ребенка поиграть с ним. А уже в процессе игры, взаимодействуя с мячом у ребенка тренируется:

- вестибулярный аппарат, вырабатывается способность сохранять равновесие

- улучшается гибкость

- улучшается подвижность всех отделов позвоночника

- укрепляются все группы мышцы

В нашем детском саду азы работы с фитбольными мячами дети начинают познавать с 5-и лет. Программу по фитболу для дошкольников я разработала сама и рассчитана она на 2-а года обучения.

Здоровый ребенок вырастает у здоровых родителей и представление о здоровом образе жизни в первую очередь ребенок получает в семье Воспитание ребенка - дело не простое. Рассказывать ребенку о пользе спорта, лежа на диване, совершенно бессмысленно. Если вы сами старательно избегаете активных физических нагрузок, слова так и останутся словами. Хотите, чтобы малыш увлекся спортом? Значит, придется слезать с дивана и подавать ребенку пример. Очень полезно после тяжелого трудового дня прийти в спортивный зал или бассейн и получить наслаждение от мышечных сокращений. Почему? Потому что, при нервных нагрузках, которые вы испытываете в течении всего трудового дня, в кровь выделяется большое количество гормона (адреналин, норадреналин и др., который обеспечивал вам напряженную работу, быстро они могут разрушаться только при усиленной мышечной работе. Избыток этих гормонов в организме лишают человека сна и спокойствия, потому что они воздействуют нервную систему, бударажат ее. А это ведет ко многим заболеваниям: неврозы, язва желудка, гипертонии. Вот почему физическая нагрузка улучшает настроение и сон. Движение служит сохранению молодости.

Поэтому особое значение я уделяю привлечению родителей, а в частности мам к занятиям в спортивном зале. Для них я провожу занятия: аэробика для мам.

Цель этих занятий:

- По отношению к ребенку – показать положительный прием для подражания.

- По отношению к родителям – поддержка физической формы.

- По отношению к семье – формирование здорового образа жизни.

Занятия проводятся под музыку, что повышает настроение, помогает забыть о повседневных проблемах. Занятия способствуют профилактике лишнего веса, малоподвижности, улучшает координацию движений. А в последнее время, частые гости этих занятий – дети, тех самых родителей. С начало дети наблюдают за своими родителями со стороны, а потом пробуют повторить некоторые упражнения или движения. На личном примере родители демонстрируют значимость двигательной активности для человека, с детства формируя у детей стремление к физическому самосовершенствованию.

Занятие спортом в детстве накладывают отпечаток на наше мироощущение в будущем, и неважно, по своей воле мы ходили в спортивные секции или нас туда отводили заботливые родители. Спортивным принципам и идеалам всегда есть место в повседневной жизни. Каждый вид спорта поможет привить детям разнообразные положительные качества и, несомненно, принесет пользу здоровью.

Я веду тесное сотрудничество со спортивными городскими секциями и отслеживаю все достижения наших воспитанников. Многие наши дети после окончания посещения детского сада продолжают оттачивать свои навыки плавания в городском бассейне, посещая секцию плавания. Так же занимаются борьбой, рукопашным боем, легкой атлетикой, футболом.

Но не обязательно задумываться о профессиональном спорте. Лишь немногие счастливчики способны выступить на Олимпийских играх, но возможность получить удовольствие от физических упражнений доступна для всех.

Детство сильно отражается на всей нашей дальней шей жизни. Те взрослые, которые чувствовали себя счастливыми, получили полное физическое и психологическое развитие, более уверенно и плодотворно идут по жизни. А пока малыш не вырос, его здоровье (судьба) – в наших руках!

Публикации по теме:

Документы, регламентирующие деятельность ДОУ в направлении сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается.

«Здоровье ребенка». Консультация для педагогов Здоровье ребенка Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья (физического, психического, социального).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством использования элементов спорта
Опубликовано: 2 ноября 2014 в 22:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД