зарема курдина
Формирование звукового анализа и синтеза у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и синтезу, сравнению и обобщению языкового материала, т. е. в достаточном уровне развития аналитико – синтетической деятельности, что определяет готовность ребёнка к обучению грамоте.
Первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой – формирование фонематического восприятия, вторая ступень – звуковой анализ и синтез.
Публикация «Формирование звукового анализа и синтеза у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Овладение навыками звукового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза, дети овладевают чтением слогов и слов.
Слияние звуков материализованных с помощью фишек – есть моделирования чтения, а выкладывание фишек – аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме.
Материал для занятий подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался чаще.
Этапы формирования звукового анализа и синтеза.
В данной работе можно условно выделить три этапа:
Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом можно использовать звуковых человечков, позаимствованных из книги Г. А. Ванюхиной «Речецветик».
Гласные звуки – девочки в красных платьицах. Их губы указывают на схематичную артикуляцию. Одновременно происходит знакомство и с графическим изображением звуков.
На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трёх гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.
В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный.
На занятиях дети учатся анализировать обратные и прямые слоги, а затем слова (с г с. например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные круги - гласные звуки, синие – твёрдые согласные, зелёные – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. Затем фишки заменяются буквами, и дети читают слоги и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твёрдый и мягкий, звонкий и глухой звук.
На третьем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение.
В итоге дети должны научиться:
- различать изученные звуки;
- знать гласные звуки первого ряда и И;
- знать изученные согласные звуки и их акустико – артикуляционные признаки (твёрдость - мягкость, звонкость – глухость).
- выделять любой из изученных звуков в составе односложных (рак, двусложных (лапа, трёхсложных (малина) слов.
- определять местоположения звука (в начале, в середине, в конце слова).
- определять линейную последовательность звуков в слове.
- определять количество звуков в слове.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАБОТЫ
Выделение данного звука в словах и слогах
1. «умная машина» - [ в ]
2. «умный паровоз» - [ п ]
3. «умный самолёт» - [ р ]
Эти и подобные транспортные средства перевозят пассажиров только с данным звуком в имени.
4. «Звуковой домик» - в окошке звук (буква) зовё т гостей: «Т-т-т», «К-к-к».
5. «Собираем звуки» потребуются предметы с данным звуком в названии; у детей корзинки с «портретом» звука.
6. «Доктор Звуков» - прописывает «лекарство» - 10 слов со звуком).
7. «Проглоти звук» - повторить слово без звука).
Выделение первого и последнего звука в словах
1. «Начни говорить слово, а я догадаюсь».
2. «Магазин» -заплатить первым (последним) звуком в названии покупки.
3. «Умная машина» - сигналит пешеходам первым звуком в их имени.
4. «Поймай слово за хвост!»
5. «Подели предметы» - на коробочках написаны «портреты» звуков.
6. «Кто в домике живёт» - с данным звуком в начале.
7.«Вагончики» - В первом или последнем поедет? Где слышно данный звук в слове.
8. «Звуковые цепочки» - по два - три слова и более.
Интонационные выделения последовательности фонем в слове
1. «превращение в жуков, змей, и т. п.» - разговаривать, выделяя нужный звук.
2. «Клавиши» - ударить первый, второй, третий звуки в слове. (Предметные картинки – слово из трёх – четырёх звуков и три – четы ре клавиши фишки).
3. «Звуковые домики» :
- «Позови звуки домой» -по очереди;
- «Звук потерялся» - первый, второй, третий.
- «Звуки открывают свои окошечки друг за другом» - дети их узнают и называют.
Знакомство с гласными звуками. Деление слов на части.
1. «Гласные здороваются» - произносить свой звук долго – громко.
2. «Гласные стучат своими молоточками» - каждый раз, когда вслове встречается его звук (односложные слова).
3. «Братцы – гласные делят слово две – три части» :
Какой гласный живёт в первой, второй части слова (в первой, во второй комнатке звукового домика).
4. «Прошагай слово» - пропрыгать, прхлопать.
5. «Кто в домике живёт?» - на каком этаже живёт кот, ли-са, со-ба-ка?
6. «Кто в каком окошечки поедет» - сколько внём окошечек (на столько частей делится слово).
7. «Строим (рисуем, выкладываем) звуковые домики» - одно-, двух-, трёхкомнатные. Сколько гласных звуков в слове? (Сколько раз мы открыли рот).
Различение гласных и согласных звуков
1» Называю звук – поднимаете фишку» - красную, если звук гласный, синию – если согласный.
2. «Братцы гласные дружат с согласными звуками» - «оп», «ак», «ус», «им», «ыв». Назвать второй звук после гласного.
3. «Покажи фишку» (красную, синию) – выделение гласных, согласных из потока звуков.
4. «Ловим звуки : левой рукой гласный, правой – согласный –а-а-а-к; к-а-а-а.
5. «Что мешает петь согласному звуку» - губы: (п,б, м); язык и зубы: (н,т,д) и т. д.
6. «Кто из гостей пртзносит последним гласный или согласный звук?» - «гав», «мяу», «му», «кукареку» и т. д.
7. «Какой первый звук в твоём имени?.
Выделение качественных признаков согласных звуков
1. «Покажи картинку», в названии которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твёрдый согласный и т. д.
2. «Магазин» - дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук в её названии и давая ему качественную характеристику.
3. «Цветной диктант» - схема слов (пустые кружочки, количество которых соответствует количеству звуков в слове). Закрашивать окошки в нужный цвет.
4. «Спичка – ватка» - дети учатся соотносить твёрдые и мягкие согласные звуки и соотносить картинки с символами.
5. «Раскрасим слово, написанное простым карандашом» - «лис»
(л) – зелёная толстая линия (звонкий мягкий согласный звук);
(и) – красная толстая линия (гласный звук);
(с) – синяя тонкая линия (глухой твёрдый звук).
Звуковой анализ слов
1. «Пропоём в слове каждый звук» - (жжжуууккк).
2. «Звуковые домики» Три окошка + шторки трё х цветов:
- позвать домой первый, второй, третий звук.
- повесить в окошко шторки нужного цвета.
3. «Кто больше гостей пригласит в свой домик?» - готовая схема слов.
4. «Покажи картинку» - в названии которой первый звук (р, второй (а, третий (к).
5. «Магазин» - на «чеках» находятся звуковые схемы слов : кит, лиса, жук, оса, рыба. и т. д. Дети покупают предмет подходящий к этой схеме.
6. «Звукавое лото : Чья картинка?» – кому подходит эта схема (звуковой домик).
7. «В каком окошке живёт звук?
Список литературы
1. Крупенчук О. И. Научите меня говорить – СПб. : Издательский Дом «Литра», 2005г.
2. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей – Ярославль : Академия развития, 1997г.
3. Новоторцева Н. В. Обучение грамоте в детском саду – Ярославль: Академия развития, 1998г.
4. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Коррекция нарушения речи – Москва Просвещение, 2008г.
5. Логопед для ДОУ (сборник материалов) – М. : ТЦ Сфера, 2005г.