Лучший педагог года

Формы и методы обучения детей декоративному рисованию

Чернышина Ольга
Формы и методы обучения детей декоративному рисованию

Формы и методы обучения детей декоративному рисованию

Методику работы с детьми ведется одновременно и двух направлениях:

1. Обще-воспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Оба направления (блока) теснейшим образом взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством. Внутри каждого направления между отдельными занятиями между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует все большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений. Знания и умения детей постепенно становятся все более полными, точными, разнообразными. Системообразующим началом работы с детьми (первое направление) является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного ее освоения.

Публикация «Формы и методы обучения детей декоративному рисованию» размещена в разделах

Какое содержание, формы и методы работы можно использовать в работе с детьми? Идеальный вариант, когда можно организовать экскурсию на-соответствующее производство (в художественный цех, мастерскую и т. п.).

За неимением поблизости такового, можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении. Хорошо, если для этого будет предоставлено просторное, светлое помещение, где можно красиво и удобно разместить экспозицию. Подбор предметов, изделий не ограничен. Такая выставка может быть рассчитана на посещение ее детьми других дошкольных учреждений. Смысл такой экскурсии заключается в активизации детских чувств (восхищение красотой и т. д.). А на этом фоне сообщение детям знаний об ассортименте изделий и их функциональном назначении; особенностях, своеобразии узоров (элементы, колорит, композиции); технологическом процессе изготовления. Например, дети, знакомясь с искусством Хохломы, наблюдали весь технологический процесс: заготовка баклуш, вытачивание на токарном станке изделий, обработка их специальной грунтовкой, маслом, порошком алюминия до росписи и закалка в специальных печах, после чего изделия становятся "золотыми". Волшебство превращения простой деревянной чурки-заготовки в изящную, тонкостенную, легкую, словно танцующую и поющую на станке в кружеве стружек, вазу никого не оставляет равнодушным. Наблюдение за тем, как расцветают "волшебные" цветы, "прилетают" райские птицы все глубже уводит детей в мир сказки.

Подобное посещение мастерских, выставок должно быть неоднократным (с определенным объемом информации, но предполагающим всякий раз углубление и уточнение знаний).

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла л его особенностях будет полезен самым старшим детям. (Так, Марья-искусница рассказывала Ивану Царевичу про то, как она цветы дивные, городецкие придумала. Поведала она ему и тайну Городецкого цветка (колорит в одном цветке или теплый, или холодный). Да просила сохранить секрет, а то прослышат эту тайну другие мастера (Хохломы, Жостова, перепутают мастерицы, будут рисовать так же все цветы, не найдешь тогда своего, Городецкого).

После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление). Этот цикл занятий также выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств, характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей. Поэтому использование методов и приемов обучения также должно быть системным. Опыт, складывающийся у дошкольников в системе общевоспитательной работы, обусловливает осмысленное и положительное эмоциональное. отношение детей к содержанию и процессу обучения. В то же время опыт освоения декоративной деятельности на занятии нередко стимулирует затем самостоятельную художественную деятельность детей.

Одна из проблем методики обучения декоративному рисованию —подбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи. В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно четко определены элементы которые дети могут освоить мазки, колечки. Однако ни в одной из программ не дается точный набор элементов. Задача педагога определить их самостоятельно. Если учесть, что характер выбираемой росписи определяется с учетом местных условий, то диапазон выбора довольно широк и его трудно, да и бесполезно регламентировать.

Кроме элементов, педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров. Типичные композиции связаны с расположением элементов узора на бумаге разного формата. Цвет — одно из выразительных средств в декоративном рисовании. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны. В городецкой росписи — сочетание холодных (синий, голубой, белый, черная или белая "оживка") или теплых тонов (бордо, красный, розовый, белый) и зеленые листья.

В основу усложнения программного содержания занятий в группе должна быть положена последовательность освоения детьми основных изобразительно-выразительных средств (элементов, композиций).

Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности : мотивов, цели, комплекса действия, от восприятия, замысла до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Одновременно с этим усложнение программного содержания идет по линии определения степени самостоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем знаний и умений детей в восприятии и замысла образа, применении изобразительных способов его воплощения. В системе работы используется сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.

Системе задач соответствует и система методов, приемов обучения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два) - целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью ее является формирование у детей "живых" представлений, наглядных образов.

В основу системы занятий положена последовательность формирования обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Это находит отражение и в методике проведения занятий.

Примерное усложнение задач и методов работы с детьми в разных возрастных группах.

В следующих возрастных группах (старшей, подготовительной) идет дальнейшая работа по (освоению детьми декоративной художественной деятельности. Среди задач по освоению соответствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды). Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством, у детей формируется уважение к этому труду. Опыт, полученный детьми в предшествующей группе, позволяет ставить задачи, предполагающие овладение дошкольниками обобщенными знаниями и умениями, развитие у них большей самостоятельности, творчества. Взяв за основу какой то один, наиболее близкий вид народного искусства, следует решать широкий комплекс задач.

Образовательно-воспитательные задачи.

1. Вызвать у детей интерес к мезенской росписи, удивление, восхищение красотой и необычностью узора изделий, удобством в применении, эстетичностью оформления; желание узнать как можно больше об этом виде народного искусства.

2. Познакомить детей с истоками искусства мезенских мастеров, краткой историей.

3. Заинтересовать детей рисовать мезенские узоры. Познакомить с характерными элементами (зигзаг, перышко, завиток, спиралька и др.) композициями узоров.

4. Научить детей рассматривать узоры, найти последовательности рисунка: самые крупные элементы и их месторасположение в общей композиции; особенности того или иного элемента; выделение других элементов, их расположение, особенности;

5. Учить детей создавать замысел декоративного узора (анализ исходной формы, на которой будет располагаться узор; определение общей композиции: где лучше разместить элементы; выбор элементов; определение последовательности общего изображения; последовательности изображения одного элемента).

6. Формировать обобщенные знания и умения в декоративном рисовании по данному виду росписи.

7. Формировать способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирования элементов в своеобразной композиции. Развивать чувство формы, композиции и способности выполнять узор, элементы.

8. Формировать желание поделиться радостью, удачной работой с другими людьми, желание сделать подарок родным, близким людям, используя свои умения в декоративной деятельности по мотивам мезенской росписи.

Соответственно задачам педагог разрабатывает содержание обще-воспитательной работы с детьми и систему занятий.

Орнаменты состоят из простых, часто повторяющихся элементов, что дает возможность ввести их в учебную программу для самых младших школьников. Не портит роспись и некоторая детская неумелость, так как, по сути своей, работы мезенских мастеров также отличаются некоторым примитивизмом, что, однако, ничуть не отражается на впечатлении от них.

Помимо техники, детей сначала надо познакомить с историей этого промысла.

Знакомство с росписью начинается с зарисовки в тетрадях основных линий и узоров, отработки правильной постановки руки и нажима кисти.

Затем по наглядному пособию, делаются зарисовки в альбомах, например, копируются произведения мастеров или фрагменты этих произведений. В качестве пособия можно использовать изделия выполненные в мезенской росписи. Первым делом в композиции размечаются горизонтальные ряды орнаментов, затем выбираются элементы орнамента, мотивы, которыми будет расписан ряд, а затем расписывается центр композиции.

По мере приобретения опыта дети могут расписать изделия небольшого размера, например деревянную ложку, шкатулочку, пасхальное яйцо.

Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами трудового воспитания дошкольников.

Планируемые результаты.

1. Освоить основные разновидности традиционной мезенской штриховки.

2. Освоить элементарные приёмы рисования кистью.

3. Сформировать представление о специфических особенностях

мезенской росписи.

4. Научиться изображать древнейшие символы русского народа, связанные с традиционным мировосприятием, с жизнью деревни.

5. Получить представление о композиции и уметь составлять собственные в рамках мезенской росписи.

Публикации по теме:

Моделирование как средство обучения детей 6–7 лет декоративному рисованию Доклад на тему: Моделирование как средство обучения детей 6-7 лет декоративному рисованию. Одной из основных задач, стоящих перед современными.

Формы и методы производственного обучения, влияющие на творческую активность обучающихся Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Тамбовский политехнический.

Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ. 1. Обеспечение здорового ритма жизни. o Обеспечение благоприятного психологического.

Нетрадиционные методы обучения рисованиюНетрадиционные методы обучения рисованию Идеи для детского творчества. Существует много нетрадиционных методов обучения рисованию, что помогает обогащать и расширять художественный.

Методы и приёмы обучения рисованию Консультация на тему: Методы и приёмы обучения рисованию Прохождение материала Методы и приёмы обучения Группа раннего развития. В первом.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы обучения детей основным движениям Основные движения - это жизненно необходимые движения, которыми пользуется ребенок: ходьба, бег, равновесие, лазание, ползанье, прыжки,.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА» Предмет педагогики как науки - изучение закономерностей воспитания человека. Основные педагогические понятия.

Методы, средства обучения. Классификация методов обучения Классификация методов обучения В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формы и методы обучения детей декоративному рисованию
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 09:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД