Получи документы

Формы и методы создания условий для детской самостоятельности и инициативности детей в проектной деятельности

Елена Курбацкая
Формы и методы создания условий для детской самостоятельности и инициативности детей в проектной деятельности

Доклад

«Формы и методы создания условий для детской самостоятельности и инициативности детей в проектной деятельности»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».

Публикация «Формы и методы создания условий для детской самостоятельности и инициативности детей в проектной деятельности» размещена в разделах

Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях (Советский энциклопедический словарь) .

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести :

1) Дидактическая игра.

2) Продуктивные виды деятельности. (конструирование, рисование, лепка, аппликация).

3) Самостоятельная деятельность.

4) Трудовая деятельность.

5) Развитие коммуникативных качеств.

6) Познавательно - исследовательская деятельность.

7) Создание и своевременное обновление развивающей предметно-пространственной среды.

8) Метод «проектов».

Одним из самых эффективных, является метод проектов, который в последние годы прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, планировать свою деятельность, проявлять инициативу и самостоятельность.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П» :

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Работая с детьми по методу проектов, важно соблюдать следующие требования к его использованию:

1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Четкая структура содержательной части проекта.

5. Использование исследовательских методов и приемов : опыты, наблюдения, экспериментирование и другие.

Главное условие – помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых.

Типы проектов отличаются разнообразием. В. Килпатрик называет четыре вида: созидательный (производительный, потребительский, решение проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект-упражнение.

Еще в начале ХХв. Профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов :

«игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной. Вокальной (песня, художественной (картина, музыкальной (игра на рояле) формах;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовленного школьного завтрака, устройство клумб.

К концу ХХ в. Получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

1. По доминирующему методу : исследовательские, творческие, информационные, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ.

5. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

6. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

7. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности,долгосрочный.

Исследовательские проекты

По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ.

Информационные проекты

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта : получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями, презентация.

Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Для примера приведен фрагмент «сочинения» дошкольниками музыки к придуманному ранее тексту сказки. Поначалу мелодия не складывалась, пришлось додумывать и изменять саму сказку.

Решили заодно нарисовать к ней иллюстрации. Коллективное творчество принесло свои плоды.

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая - игровая.

Практико-ориентированные проекты

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Открытые проекты

Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например, «День смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку обходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект - выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект - осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект - осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект - выполняется всем коллективом.

Краткосрочные проекты - направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).

Проекты средней продолжительности - рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев) - решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

И так участие детей в проектной деятельности позитивно влияет на развитие общей осведомленности и умственных способностей (познавательных и творческих). В дошкольном детстве творческие способности способствуют развитию таких качеств и умений детей, как самостоятельность и инициативность.

Советы воспитателю по работе над проектом

• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

• При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

• Развивать творческое воображение и фантазию детей.

• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

• Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

• Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Информационно-методическое обеспечение :

В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников»// Центр педагогического образования,2012;

Л. Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ»//М. Творческий центр, 2010;

Журнал «Дошкольная педагогика» №1-2010//Детство-Пресс;

Журнал «Воспитатель ДОУ» №10-2011//Сфера;

Н. С. Голицина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»//АРКТИ, 2003;

Н. А. Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании»// М. Мозаика-Синтез, 2012;

Журнал «Воспитатель ДОУ» №1-2012//Сфера;

Журнал «Воспитатель ДОУ» №5-2012//Сфера;

В. Е. Лампман, М. Г. Попова «Лаборатория педагогического мастерства»// Волгоград. Учитель, 2012;

Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»//М. Мозаика-Синтез, 2008.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование у детей старшей группы с ЗПР диалогической формы речи в процессе проектной деятельности «Формирование у детей старшей группы с ОВЗ (ЗПР) диалогической формы речи в процессе проектной деятельности» Диалогическая форма речи является.

Формы и методы реализации целей и условий для непрерывного процесса образования Тема: «Формы и методы реализации целей и условий для непрерывного процесса образования» «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Презентация «Система работы по обучению детей конструированию из строительного материала (формы, методы, виды деятельности)» Конструирование из строительного материала является одним из важнейших и интереснейших видов детской продуктивной деятельности. Конструирование.

Формирование познавательной самостоятельности и инициативности дошкольника, как условие успешной социализации Формирование познавательной самостоятельности и инициативности. Успешная социализация дошкольника не может осуществиться без развития таких.

Фотоотчет «ППРС как средство формирования самостоятельности и инициативности у дошкольников»Фотоотчет «ППРС как средство формирования самостоятельности и инициативности у дошкольников» Всем доброго времени суток! В работах многих учёных — педагогов и психологов предметное окружение определяется как основа структуры образовательной.

Методы и формы организации деятельности детей в ДОУ 1. Понятие о методах воспитания Общая схема любого процесса: цель, средства, результат. Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют.

Организация детской проектной деятельности «Сказка как средство развития словесного творчества детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 44» Организация детской проектной деятельности: «Сказка.

Поддержка инициативности и самостоятельности детей раннего возраста в игровой деятельности Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Момотова Мария Николаевна 2018 г. Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню,.

Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста Проблема формирования инициативы и самостоятельности детей остаётся одной из самых важных проблем педагогики на сегодняшний день. Исследования.

Создание условий для развития познавательной самостоятельности детей средней группы в процессе изучения темы «Одежда» СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ОДЕЖДА». Насибова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы создания условий для детской самостоятельности и инициативности детей в проектной деятельности
Опубликовано: 10 марта 2019 в 20:44
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД