Эльвира Лукьяненко
Формы работы детского сада по оздоровлению детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач развития страны. Данная задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами как Закон РФ "Об образовании" (ст. 51, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указ "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Публикация «Формы работы детского сада по оздоровлению детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Перечисленные документы и меры, применяемые государством, органами управления образованием, способствуют достижению определенных положительных моментов в улучшении здоровья воспитанников. Но вместе с тем, состояние здоровья детей первых семи лет продолжает ухудшаться.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук количество здоровых детей составляет около 10%.
Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы, 50% хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с несоответствующим уровнем физического развития биологическому возрасту.
В настоящее время школа предъявляет высокие требования к качеству подготовленности выпускников детского сада, родители заинтересованы в хорошем уровне развития своих детей. Это приводит к преобладанию в организации учебного процесса умственных нагрузок. В результате искусственно сокращается объем двигательной активности воспитанников. В итоге снижается естественная сопротивляемость организма, нарушаются процессы развития.
Однозначно, что больной ребенок, не сможет овладеть содержанием в рамках развивающей программы, а без развивающей программы воспитанника тяжело подготовить к школьному обучению.
В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей.
Основное направление детского сада – это физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности : игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей значение имеют:
• Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
• Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения между воспитанниками;
• Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
• Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• Уважительное отношение к результатам детского творчества;
• Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
• Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
Обширная профилактическая работа включает в себя :
- облегченную одежду для детей в детском саду
- соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.
- соблюдение температурного режима в течение дня
- дыхательную гимнастику после сна
- мытье прохладной водой рук по локоть
- правильную организацию прогулки и ее длительность
В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включаются коррегирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия. На не физкультурных занятиях и между занятиями организовываются двигательно-оздоровительные моменты : упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции.
В детском саду выполняются все виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; валеологическое просвещение родителей.
Элементы медико-профилактической технологии:
• организация мониторинга здоровья дошкольников;
• разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
• организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
• физического развития дошкольников;
• закаливания;
• организация профилактических мероприятий в детском саду;
• организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
• организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
Элементы физкультурно-оздоровительной технологии :
• развитие физических качеств, двигательной активности;
• становление физической культуры дошкольников;
• дыхательная гимнастика;
• массаж и самомассаж;
• профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.
Материально-техническое обеспечение ДОУ
Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОУ №1 соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивают физкультурно-оздоровительную работу. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
• спортивный зал со спортивными комплексами и спортивным инвентарем; (гимнастические стенки, батуты, балансиры, гимнастические мячи, различные тренажеры, бегущая дорожка, гимнастический станок и т. д.); спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
• физкультурные уголки (во всех группах);
• существует кабинет медицинского работника (изолятор и процедурный кабинет);
• кварцевые лампы;
• музыкальный зал;
• кабинет психолога;
• изостудия;
• логокабинет.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Ежегодно планируется:
1. Утренняя гимнастика /ежедневно/
2. Гимнастика после сна /ежедневно/
3. Дыхательная гимнастика /ежедневно/
4. Точечный массаж /ежедневно/
5. Воздушные ванны /перед сном, после сна/
6. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
7. Пальчиковая гимнастика /ежедневно/
8. Витаминизация: соки, напитки /ежедневно/
9. Профилактические прививки
10. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
11. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
12. Профилактика осанки детей /ежедневно/
13. Физкультминутки /ежедневно/
14. Подвижные игры /ежедневно/
15. Прогулки
16. Индивидуальная работа с детьми
17. Работа с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий
Здоровыми детьми считаются те, кто жизнерадостен, активен, любознателен, вынослив, имеет высокий уровень физического и умственного развития.
Утренняя гимнастика
Дыхательная гимнастика
Прогулка
Ходьба по массажным коврикам
Бодрящая гимнастика после сна
Самомассаж