МААМ-картинки

Формы работы с дошкольниками для расширения и укрепления знаний детей о Родине

ольга тимошенко
Формы работы с дошкольниками для расширения и укрепления знаний детей о Родине
▼ Скачать + Заказать документы

Ольга Тимошенко.

Консультация для воспитателей

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно имеет своими истоками красоту»

В. А. Сухомлинский

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Публикация «Формы работы с дошкольниками для расширения и укрепления знаний детей о Родине» размещена в разделах

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания. От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином.

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Вот почему нужно знакомить ребёнка с историей нашей Родины. Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Этапы патриотического воспитания дошкольников :

предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);

художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);

когнитивно- эмоциональный (развитие интереса к своей стране);

эмоционально- действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания:

окружающая мезосреда,

художественная литература и искусство,

фольклор,

практическая деятельность.

Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания. Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Задачи:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:

на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей должна иметь свою систему и последовательность.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.

В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. Воспитатель объясняет детям, что чем больше они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В течение года проводится разговор о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, братишках и сестрёнках. Постепенно детей подводят к пониманию того, что такое семья.

Основными формами патриотического воспитания в младшей группе

выступают:

•организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность

осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;

•инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;

•наблюдение за отношением взрослых в детском саду;

•хороводные игры, игры-имитации;

•чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;

•рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением

семьи, предлагается назвать членов семьи, их действия, выделить общее

радостное настроение;

•рассматривание семейных фотографий и др.

В средней группе:

• Чтение стихотворений, песенок, в которых отражаются события из

жизни, беседы о семье, семейных событиях.

• Рассматривание семейных фотографий.

• Игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни.

семьи, труд родителей.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности,

Развивается интерес к Родине на эмоционально- чувственном уровне.

В старшей группе используются такие формы работы патриотического воспитания, как:

•этические беседы о городе, родной стране, мире;

•экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;

•рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран;

•знакомство с элементами национальной культуры;

•обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и

горожан.

В работе с детьми подготовительной к школе группы применяются

следующие формы :

•знакомство с российской символикой;

•игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города,

отражая на ней достопримечательности;

•рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;

•стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;

•придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного

города;

•совместная деятельность с детьми с картами и схемами;

•рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных сооружениях, легенд, мифов.

Важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы,

поговорки и т. д.).

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают

народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками

тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,

погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с

трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создат благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. В работе с родителями можно использовать разнообразные формы и методы :

•КВН;

«Круглый стол»;

•семинары – практикумы;

•посиделки;

•конкурсы;

•выставки;

•походы;

•игровые программы;

родительские собрания.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые

будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь

отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что

может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не

дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться

своей страной, своим народом, своим городом.

При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания,

покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского

народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они

живут в такой прекрасной стране, как Россия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Адаптивные формы физической деятельности как составляющие здоровьесбережения в работе с дошкольниками с РАС За последние десятилетия отмечается рост числа случаев сложных нарушений развития у детей. Основная причина этого феномена – влияние неблагоприятных.

Формы и методы конструктивно-модельной деятельности с дошкольниками Доклад на тему «Формы и методы конструктивно – модельной деятельности с дошкольниками.» Конструктивно – модельная деятельность – что же.

Консультация для педагогов «Формы работы по организации работы по развитию речи средствами театрализованной деятельности» Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся.

Консультация для воспитателей «Новые формы работы по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 муниципального образования Тимашевский район «Новые формы.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы проведения НОД по ФЭМП с дошкольниками» Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Взгляды педагогов на.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста» Тема. Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста. Цель. Представление опыта работы с нетрадиционными.

Презентация «Нетрадиционные формы укрепления здоровья детей дошкольного возраста» Нетрадиционные формы укрепления здоровья детей дошкольного возраста Цель и задачиЦель:  Поиск новых форм и методов использования здоровьесберегающих.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества» Там, где сладко пахнет смородиной, Там, где дом и родная земля,- Это всё называется родина, Дорогая, родная земля! Даже солнце здесь светит.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками: цели, задачи и формы работы со сказкой Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы с дошкольниками для расширения и укрепления знаний детей о Родине
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 20:46
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы работы с дошкольниками для расширения и укрепления знаний детей о Родине» (включая файлы) размещена пользователем ольга тимошенко (УИ 271839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД