МААМ-картинки

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине»

Екатерина Новикова
Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания. Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания и осуществляется во всех сферах детской деятельности.

Публикация «Опыт работы педага „Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине“» размещена в разделах

Одной из важных задач нравственного воспитания является воспитание начал патриотизма, чувства любви к малой родине, Отчизне.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Важно, чтобы у ребенка появилось желание овладеть нравственным качеством, то есть, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску, потому влияют на прочность складывающегося качества. Знания и чувства, которыми овладевает ребенок, порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания :

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

- группа художественных средств (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, архитектура). Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений;

- природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения;

- собственная деятельность детей: игра, труд, учебная деятельность, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходима, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировке представлении о морали и воспитании чувств и отношений. В ходе общения со взрослым дети получают определенную сумму знаний, узнают новую информацию;

- атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или наоборот жестокостью и безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка является средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственного воспитания.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития. Средство становится эффективным в сочетании с правильно выбранными методами и приемами воспитания, которые можно объединить в три группы:

1 группа: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).

2 группа: методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа).

3 группа: методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение) .

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому. Проведение организованной образовательной деятельности и бесед с детьми по теме «Моя семья» способствует накоплению представлений дошкольников о своей семье, ее значении в жизни каждого человека, об доброжелательных, заботливых отношениях между всеми членами семьи. В ситуации общения «Как я помогаю маме, папе…» детям предлагается рассказать о том, как они помогают своим родителям, какие обязанности выполняют все члены семьи, что позволяет формировать уважительное отношение к труду взрослых, желание помогать им. Рассматривая с детьми семейные фотографии, воспитатель предлагает рассказать о том, как они вместе с родителями проводят свободное время, где гуляют, что делают. Данный метод работы позволяет формировать у детей чувство привязанности к своей семье, любви к родителям. Не следует забывать и о семейных традициях, которыми дети могут поделиться со сверстниками.

Чтобы любить свой родной город, его надо хорошо знать. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить город в целом, поэтому знакомство с ним необходимо начинать с того, что нас окружает, а именно, с детского сада. С этой целью организуется обзорная экскурсия по детскому саду, в ходе которой дети могут познакомиться с помещениями, которые есть в детском саду. Необходимо рассказать о труде взрослых, работающих в детском саду, подвести к осознанию того, что все сотрудники детского сада заботятся о них. Данная работа позволяет формировать у детей уважение к сотрудникам детского сада, вызывает у них добрые чувства. На данном этапе работы необходимо познакомить детей с тем, как называется улица, на которой расположен детский сад, во время прогулок обратить внимание, что находится в ближайшем окружении детского сада.

Дети дошкольного возраста начинают обращать внимание на красоту места, в котором они живут – это красота природы, зданий, скульптуры. Использование разнообразного наглядного материала (фотографий, иллюстраций с изображением родного города) позволит формировать знания детей о малой родине, месте, в котором они живут, познакомит с его достопримечательностями, памятниками, архитектурными строениями. С целью углубления представлений о малой родине целесообразно проводить целевые прогулки и экскурсии, которые позволяют «приблизить» детей к памятникам культуры и достопримечательностям города, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления и восхищения. Следует учить детей называть улицы родного города, знакомить с историей происхождения их названия. С этой целью организуются беседы, в ходе которых дети узнают об истории происхождения названия улицы. Закрепить полученные знания можно через использования ситуации общения, например «Расскажи – ка нам, на какой улице ты живешь?», «Почему улица так называется?». Рассматривая иллюстрации на тему, «Каким город был раньше?» позволит приблизить детей к истории родного города, познакомить с его основателем. Сравнивая фотографии «Город вчера и сегодня», воспитатель подводит детей к выводу о том, что с каждым годом наш город становится краше, в нем появляются новые архитектурные здания, многоэтажные дома, здания культуры и отдыха. Дети подходят к выводу о том, что это труд многих людей. Через беседы и рассматривание фотографий дети узнают о людях, которые прославили наш город, что позволяет формировать чувство гордости за свой город, желание беречь его богатство. Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо знакомить с традициями города. Одна из этих традиций – память героям, которые защищали нашу Родину от врагов. С этой целью организуется целевая прогулка к памятникам погибших героев, в ходе которой дети могут узнать имена героев, которые защищали Родину, как чтут память погибших солдат. Следует познакомить детей с традицией празднования Дня города. С этой целью, в период подготовки к празднику следует обратить внимание на то, как преобразились улицы города, как идет подготовка к празднику. Следует познакомить детей с таким праздником, как Масленица, который пришел к нам с давним времен, а активное участие детей в данном празднике оставит у них яркие впечатления, что позволит развивает у дошкольников чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Совместное участие детей с родителями в праздновании дня города позволяет укреплять активную позицию в жизни родного города, воспитывать чувство любви к нему. Через использование беседы «За что я люблю свой город?» детям предоставляется возможность рассказать о тех местах, которые их восхищают и радуют, где им нравится гулять, что больше всего нравится. Через использование игры «Путешествие по городу», «Сложи картинку», детям предлагается рассказать о достопримечательностях города, что позволяет систематизировать полученные знания и поддерживать желание узнать еще больше. Успешно можно использовать игру – путешествие по родному городу в воображаемой экскурсии, которая позволяет активизировать имеющиеся знания о родном городе у детей, желание узнать еще больше новой информации. Ситуация общения на тему «Мой город – мечта» способствует не только развитию воображения детей, но и формированию у них желания внести свой вклад в жизнь малой родины. Просмотр видеоматериалов, презентаций на тему «Красив мой город» способствует формированию у детей чувства гордости за свой город, эмоциональной отзывчивости на его красоту. В процессе работы по данной теме с детьми проводятся беседы о государственных символах. Рассматривая иллюстрации с изображением государственных символом, дети знакомятся с гербом и флагом России, символами города Шебекино, а в ходе беседы знакомятся с их значением. На данном этапе работы следует предложить прослушать главную песню – гимн.

Не следует забывать о том, что родина – это и лес, и поле, и реки, и горы. Необходимо знакомить детей с обитателями лесов, полей, рек, обитающие на территории нашего города, а в последующем и нашей страны. С этой целью необходимо организовывать экскурсии и целевые прогулки в парк, на водоем, где дети могут увидеть и познакомится с растениями и животными различных экосистем, познакомится с их разнообразием, увидеть красоту родной природы. Все это радует детей, вызывает у них яркие впечатления, что способствует формированию у детей эмоциональной отзывчивости, желанию беречь природу, бережно к ней относиться. Рассматривая иллюстрации с изображением растений и животных, дети знакомятся с их разнообразием, богатством. Знания, которые дошкольники получают о природе родного края, необходимо закреплять в игровой деятельности. С этой целью можно организовать игры «Что где растет?», «Что лишнее и почему?», «Кого не стало?», «Опиши, я отгадаю». Включение в художественную деятельность «Мой любимый цветок», «Красота осени», «Птицы моего края», побуждает детей отражать в рисунках красоту родной природы, выразить свое отношение к ее красоте. Беседа на тему «Удивительное рядом» побуждает детей рассказывать о том, что они видели в парке, лесу, реке, что их удивило или порадовало, тем самым у дошкольников формируется чувство восхищения родной природой, желание охранять ее богатство. Привлечение детей к участию в акциях «Птицы – наши друзья», «Покормите птиц зимой» способствует формированию у детей активной позиции в защите родной природы. Для формирования у детей эмоциональной отзывчивости, умения замечать красоту родной природы целесообразно использовать художественное слово.

Формирование нравственного отношения дошкольника к своей малой родине – достаточно сложный и долгий процесс. В связи с этим, в данном направлении работы важное место занимает взрослый – воспитатель, родители, которые должны своим личным примером показать свое отношение к малой родине, быть патриотами своей родины.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми. Нет не чего прекраснее слов Сухомлинского. «Я не.

Воспитание любви к малой Родине Чувство патриотизма не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей.

Методы, формы работы в ДОУ по познавательному и речевому развитию дошкольников в организации предметно-развивающей среды Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной.

Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования» Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования. «Истоки способностей и дарования детей.

Семинар-практикум: «Инновационные формы и методы работы по эффективному общению и взаимодействию с родителями дошкольников». Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: 1. Актуализировать.

Семинар-практикум «Формирование у детей нравственно-патриотического отношения к малой Родине» МБДОУ детский сад «Степашка» Семинар – практикум Тема: «Формирование у детей нравственно - патриотического отношения к малой.

Семинар — практикум Тема: «Формирование у детей нравственно — патриотического отношения к малой Родине» МБДОУ детский сад «Степашка» Семинар – практикум Тема: «Формирование у детей нравственно - патриотического отношения к малой.

Система работы по формированию у дошкольников первичных представлений о малой Родине и Отечестве Содержание Введение 1. Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. 2. Интеграция различных видов детской деятельности.

Воспитание любви к малой Родине Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где живет. Родной.

«Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников» (опыт работы) Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация на тему «Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине»
Опубликовано: 20 августа 2017 в 15:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Новикова (УИ 739995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД