Наталья Курышева
Система работы по формированию у дошкольников первичных представлений о малой Родине и Отечестве
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
1. Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина.
2. Интеграция различных видов детской деятельности при выстраивании системы работы по патриотическому воспитанию.
3. Использование литературного, краеведческого материала при формировании у дошкольников первичных представлений о малой родине и Отечестве.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Публикация «Система работы по формированию у дошкольников первичных представлений о малой Родине и Отечестве» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Сухомлинский: |
Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать». |
Введение
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Актуальность работы:
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Цель работы:
1. Развивать представления о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребёнок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передаёт свой опыт другим поколениям). Углублять представления ребёнка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
2. Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
3. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями города, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления об Отчизне, Родине – России. Поддерживать интерес к событиям, происходящем на малой родине, в родном посёлке, городе, стране, мире.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” |
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т. е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.
Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только парком или сквером, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка – это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.
Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней.
В рамках работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОО были проведены следующие мероприятия с воспитанниками подготовительной группы:
1. Непосредственно образовательная деятельность «Страна, где мы живем».
2. Непосредственно образовательная деятельность «Мой край тополиный».
3. Непосредственно образовательная деятельность «Символика Российской Федерации».
4. РМО «Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции», непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Люблю тебя, мой край родной».
5. Выставка детских рисунков «Родина моя - Самара».
6. Конкурс чтецов «Я живу в Самаре».
7. Выставка семейных фотографий «Наш завод «Электрощит»», выпуск стенгазеты.
8. Экскурсия к заводу «Электрощит» (участие в открытии копии Эйфелевой башни).
9. Оформление патриотического уголка «Моя Самара».
Заключение
Придёт время и сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее своей малой родины, страны, Отечества. И очень важно, чтобы ознакомление детей с малой родиной, родным городом, страной, Отечеством эффективно повлияло на воспитание у дошкольников патриотических чувств, на воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины, Отчизны.
Список использованных источников:
1. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304с.
2. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2007 – 2010.
3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Мозаики- Синтез, 2006 – 2010.
4. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. – М. : Мозаика – Синтез, 2009 – 2010.