Лучший педагог года

Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях

Екатерина Дмитриева
Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, начинается с формирования представлений о себе. Проблема формирования собственного «Я» у дошкольника становится наиболее актуальной. Она связана с потребностью определения степени важности каждого человека, его способности и возможности решать задачи современности, с проблемами ценностей современного человека, определения себя как части социума.

Публикация «Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях» размещена в разделах

Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях

Уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе – своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызвано это отношение. К концу дошкольного возраста у детей должны сложиться первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний.

У детей 4-5 лет формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Дети начинают сравнивать себя с другими, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.

Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения малыша в активное действие. Включение ребенка в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстниками создает условия для развития представлений о себе у детей.

Актуальность проблемы вытекает из современных требований общества и государства к развитию дошкольного образования с одной стороны и реально существующих недостатков в образовательном процессе и профессиональной деятельности с другой.

Анализ практической деятельности ДОУ по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях, позволил выделить следующие недостатки:

Недостатки в результатах:

Недостатки в основном процессе: Недостатки в условиях профессиональной деятельности:

- у многих дошкольников недостаточно знаний о себе, о своей семье, семейных традициях;

- дошкольники не владеют элементарными нормами поведения в социуме (не используют слова приветствия при встрече со взрослыми, знакомыми);

- дети слабо ориентируются в родственных отношениях (не называют дядю, тетю, сестру, брата);

- у дошкольников недостаточно сформированы навыки различать право и лево.

- недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений о себе, других людях;

- недостаточно освещена тема социально-личностного воспитания в образовательной программе ДОУ;

- отсутствие новых форм и методов развития познавательного интереса у дошкольников в соответствии с ФГОС;

- в календарно-тематическом планировании мало тем, посвященных данной теме.

- недостаточное оснащение дидактическими играми и пособиями, которые помогут сформировать первичные представления о себе, других людях;

- созданная в группах предметно-пространственная среда частично соответствует требованиям ФГОС;

- недостаточно уделяется внимания работе с родителями по данному вопросу;

- отсутствие опыта у педагогов в вербальном и невербальном средствах общения.

Существующая практика становления и формирования воспитателя как профессионала показывает очевидное противоречие между запросами общества с одной стороны и социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности воспитателя с другой стороны.

Формирование первичных представлений о себе, других людях у детей дошкольного возраста предполагает использование в деятельности педагога новых средств работы с детьми и активного взаимодействия с родителями, однако недостаток научно-методической литературы, материально-технической базы, квалифицированных кадров и пассивное участие родителей не позволяют решить данную проблему.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Исходя из полученного противоречия, можно сформулировать проблему : отбор эффективных педагогических средств по формированию у дошкольников первичных представлений о себе и других людях.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевой ориентир: Конкретизация в соответствии с возрастом и темой: Пример проявления качества в действии и речи ребенка:

Ребёнок обладает положительной установкой к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Дошкольник стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; проявляет самостоятельность в различных видах деятельности. Ребенок задает вопросы взрослым, комментирует ответы со своей точки зрения. Играет в игры, в которых воспроизводит действия социального мира.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Ребенок ищет компромиссы, пытается предложить свою поддержку в трудной ситуации, радуется вместе со сверстниками.

Распределяет роли в сюжетно-ролевых играх (например, «Семья», «Поликлиника», «Магазин»); предлагает свою помощь детям и взрослым.

Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Формирование социальных норм и правил поведения о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Ребенок примеряет на себя роли и обыгрывает их с точки зрения взрослого (игра «Больничка», «Магазин», «Парикмахерская»).

Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живёт. Имеет представление о себе и социальном мире в котором он живет. Ребенок самостоятельно действует (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, в случае затруднения обращается за помощью к взрослым; умеет классифицировать, делать выводы; способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, можем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.

Для эффективного улучшения работы с детьми дошкольного возраста нам важно внести традиционные и нетрадиционные формы и средства развития у дошкольников первичных представлений о себе и других людях, во всех видах детской деятельности.

Организация деятельности детей по формированию первичных представлений о себе и других людях :

Виды деятельнос-ти:

Формы :

Педагогические средства : Предполагае-

мый результат:

Игровая

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Восприятие худ. литературы

Изобразительная

- Дидактические игры: «Кто кем будет?», «Я познаю».

- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница». Семья», «День рождения», «Магазин», «Больница», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче», «Семейный совет», «Вместе с братом», «После работы»,

- Игра – театрализация: «Я еду в гости», «Праздники в семье», «Ждем маму».

- Беседы: «Любовь к ближнему», «Кто я такой», «Моя семья», «Мои друзья».

-Составление творческих рассказов на тему «Семья», «Как я помогаю дома», «Как себя вести со старшими».

- Тематические занятия: «Что значат наши имена», «Моя семья», «Добрые дела», «Мамы всякие нужны, мамы разные важны» и т. д.

- Занятия на тему «Лево-право», «Слева-справа».

- Чтение художественной литературы: «Кошкин дом», «Мой До дыр», «Две подружки», литературы на тему «Я и моя семья».

- Чтение художественной литературы по познавательной тематике (рассказы о жизни людей в других странах, о нормах поведения в социальном мире).

- Рисование, лепка, аппликация: «С кем я живу», «Мы такие разные», «Мир вокруг нас», «Мой портрет», «Портрет мамы». - вербальные и невербальные средства общения с детьми;

- дидактические пособия для детей 4-5 лет «Дидактические игры в детском саду»;

- средства, предназначенные для практического действия (посуда, больничка, парикмахерская и т. д.);

- средства для осуществления практических действий (костюмы, маски);

-технические средства обучения (ноутбук, проектор, интерактивная доска);

-пособия по развитию окружающей среды 4-5 лет;

- использования средств наглядности (карточки, схемы, макеты, портреты, изображения);

- учебные пособия по познавательной деятельности;

- средства наглядности (карточки с изображением профессий);

- ЭВМ;

- учебники и учебные пособия (художественная литература);

- технические средства (ноутбук, проектор, интерактивна доска);

- средства наглядности (картинки из книг, наглядное пособие);

- средства для осуществления практических действий (краски, кисти, пластилин, клей и т. д.). - Ребёнок обладает положительной установкой к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- Ребенок имеет представления о социальном мире, в котором он живёт.

- Знает элементарные нормы и правила поведения (можно поменяться, поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, утешить, нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова).

- Дает себе общую положительную оценку («Я хороший», «Я большой», «Я могу»); называет большинство известных профессий (доктор, повар, водитель).

- Различает плохо-хорошо, можно-нельзя, лево и право.

- Ребенок имеет представление о том с кем он живет (мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя, о дружбе, о жизни людей в других странах.

- Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живёт.

Формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях, не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием и развитием детей в семье. С этой целью для родителей проводятся:

родительские собрания;

групповые и индивидуальные консультации и беседы;

информационные стенды;

семинары.

Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Проводится диагностика формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях по методике Ю. А. Афонькиной «Имеющий первичные представления». Методика предназначена для детей 4-5 лет. Цель методики: выявление знаний о себе, выявление умения выражать эмоциональное состояние человека, выявление знании об его окружении. Метод- наблюдения с целью выявления умения детей применять полученные знания в различных видах деятельности и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Для достижения новых образовательных результатов в ДОУ необходимо произвести кадровые, научно- методические, материально – технические, нормативно – правовые, информационные, организационные изменения.

Кадровые:

- регулярное повышение квалификации педагогов по теме «Формирование первичных представлений у дошкольников о себе, других людях», семинары, мастер - классы;

- посещение курсов ИКТ;

- расширить вербальные и невербальные средства общения у педагогов.

Научно – методические:

- приобретение и изготовление наглядных средств обучения (плакаты, тематические карточки, схемы, макеты);

- приобретение в методический кабинет программы и новинки по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях;

- подборка современной методической литературы для детей средней возрастной группы по программе дошкольного учреждения, а также мультимедийной продукции по данной теме;

- составление памятки для родителей, для их вовлечения в организацию образовательного процесса по данной проблеме совместно с детьми;

- изучение воспитателями методических источников и педагогической литературы, составление и обсуждение перспективного плана по формированию первичных представлений о себе, других людях;

- разработка электронного дидактического мультимедийного пособия для использования в образовательном процессе на тему «Мы такие разные»;

- выписывание периодической методической литературы.

Материально – технические:

- приобретение мультимедийного оборудования для показа детям различных познавательных фильмов, мультфильмов и дидактических игр по формированию первичных представлений о себе, других людях;

- оснащение игрового оборудования в соответствии СанПин для проведения занятий на более высоком уровне;

- приобретение в достаточном количестве дидактических игр по рассматриваемой теме, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия;

- книги по данной тематике.

Информационные :

- оснастить группы интернет ресурсами;

- взаимодействовать с социальными сетями ;

- создание стендов для родителей с материалами по формированию первичных представлений о себе, других людях (в том числе и на сайте ДОУ);

Нормативно – правовые:

- ознакомить родителей с конвенцией о правах ребенка;

- внести изменения в годовой план;

- федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

- указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.».

Организационные:

- использование наиболее эффективных средств работы;

- улучшение предметно-развивающей среды;

- внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность;

- профилактика нарушений в детско-родительских отношениях.

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

Тема пособия: «Мы такие разные».

Возраст целевой группы: средний дошкольный возраст.

Цель пособия: формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях.

Задачи пособия:

Развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

Активизировать в словаре и применение в соответствии с ситуацией слов: «хорошо», «плохо», «пожалуйста», «спасибо», «доброта», «помощь» и др.

Закреплять правила поведения в обществе.

Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1

Мультимедийное дидактическое пособие для детей среднего дошкольного возраста «Мы такие разные».

№ 2

Посмотри внимательно на картинки. Каких мальчиков ты видишь? Опиши эмоции каждого из них. Кто из мальчиков тебе больше нравиться? Почему? Найди мальчика на лице у которого, эмоция счастья. Неправильные ответы исчезают, а правильный увеличивается по размеру.

№3

Рассмотри картинки. Расскажи про каждого героя мультика. Опиши поведение каждого из них. Кто из героев тебе больше нравиться? Почему? Найди всех героев, которые совершают добрые поступки? Правильные ответы вращаются, и не исчезает, а не правильные исчезают.

№4

Рассмотри картинки. Расскажи, как дети общаются друг с другом. Выбери те картинки, на которых дети дружны. Чье поведение тебе не нравится и почему? Как бы ты повел себя в данной ситуации?

Если ребенок отвечает неправильно, картинка увеличивается и не исчезает, а при верном ответе картинка исчезает.

№5

Дети разными бывают и по-разному ведут себя. Посмотри на картинки, дай оценку каждому поступку (хорошо – плохо). Выбери картинки, на которых дети правильно (хорошо) себя ведут.

При верном ответе картинка вращается и не исчезает, а если ребенок отвечает неправильно, картинка исчезает.

№6

Рассмотри картинки. Все ли дети хорошо (правильно) обращаются с животными? Что они делают неправильно? Убери картинки, где ребенок плохо (неправильно) поступает с животным.

При верном ответе картинка исчезает, а если ребенок отвечает неправильно, картинка вращается и не исчезает.

№7

Рассмотри картинки. Расскажи, что происходит на каждой из них и выбери те, на которых ребенок правильно себя ведет со взрослыми и без. Объясни, почему ты выбрал именно эту картинку, что тебе понравилось в ней?

Если ребенок отвечает неправильно, картинка исчезает, а при верном ответе картинка качается и не исчезает.

№8

Завершающая анимированная картинка «Молодец!».

Словарь терминов:

Средства обучения - это совокупность предметов, которые включают учебную информацию или выполняют тренирующую роль.

Педагогические средства - материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса.

Условия – это целенаправленно созданная обстановка, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность организационных, педагогических, психологических факторов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять образовательную

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Образовательные технологии формирования временных представлений у дошкольников В настоящее время педагогические коллективы ДОУ, реализуя ФГОС, интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые позволяют.

Образовательные технологии формирования временных представлений у дошкольников В настоящее время педагогические коллективы ДОУ, реализуя ФГОС, интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые позволяют.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира через экспериментальную деятельность Формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира через экспериментальную деятельность. Федеральные.

Обогащение представлений дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояния Обогащение представлений дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях по средствам игры «Фоторобот».

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной.

Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасного поведения в социуме Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни. Реализация поведенческого компонента в разных видах деятельности.

Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о культуре русского народа Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не.

Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольном возрасте у детей можно увидеть проявления спонтанного интереса к математическим категориям. Учитывая данную возрастную особенность,.

Психолого-педагогические средства физического развития ребёнка Содержание Введение 2 1. Понятие и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста 3 2. Психолого-педагогические средства физического.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 10:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД