Екатерина Дмитриева
Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях
▼ Скачать + Заказать документы
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, начинается с формирования представлений о себе. Проблема формирования собственного «Я» у дошкольника становится наиболее актуальной. Она связана с потребностью определения степени важности каждого человека, его способности и возможности решать задачи современности, с проблемами ценностей современного человека, определения себя как части социума.
Публикация «Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях» размещена в разделах
Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях
Уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе – своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.
На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызвано это отношение. К концу дошкольного возраста у детей должны сложиться первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний.
У детей 4-5 лет формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Дети начинают сравнивать себя с другими, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.
Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения малыша в активное действие. Включение ребенка в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстниками создает условия для развития представлений о себе у детей.
Актуальность проблемы вытекает из современных требований общества и государства к развитию дошкольного образования с одной стороны и реально существующих недостатков в образовательном процессе и профессиональной деятельности с другой.
Анализ практической деятельности ДОУ по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях, позволил выделить следующие недостатки:
Недостатки в результатах:
Недостатки в основном процессе: Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
- у многих дошкольников недостаточно знаний о себе, о своей семье, семейных традициях;
- дошкольники не владеют элементарными нормами поведения в социуме (не используют слова приветствия при встрече со взрослыми, знакомыми);
- дети слабо ориентируются в родственных отношениях (не называют дядю, тетю, сестру, брата);
- у дошкольников недостаточно сформированы навыки различать право и лево.
- недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений о себе, других людях;
- недостаточно освещена тема социально-личностного воспитания в образовательной программе ДОУ;
- отсутствие новых форм и методов развития познавательного интереса у дошкольников в соответствии с ФГОС;
- в календарно-тематическом планировании мало тем, посвященных данной теме.
- недостаточное оснащение дидактическими играми и пособиями, которые помогут сформировать первичные представления о себе, других людях;
- созданная в группах предметно-пространственная среда частично соответствует требованиям ФГОС;
- недостаточно уделяется внимания работе с родителями по данному вопросу;
- отсутствие опыта у педагогов в вербальном и невербальном средствах общения.
Существующая практика становления и формирования воспитателя как профессионала показывает очевидное противоречие между запросами общества с одной стороны и социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности воспитателя с другой стороны.
Формирование первичных представлений о себе, других людях у детей дошкольного возраста предполагает использование в деятельности педагога новых средств работы с детьми и активного взаимодействия с родителями, однако недостаток научно-методической литературы, материально-технической базы, квалифицированных кадров и пассивное участие родителей не позволяют решить данную проблему.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Исходя из полученного противоречия, можно сформулировать проблему : отбор эффективных педагогических средств по формированию у дошкольников первичных представлений о себе и других людях.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевой ориентир: Конкретизация в соответствии с возрастом и темой: Пример проявления качества в действии и речи ребенка:
Ребёнок обладает положительной установкой к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Дошкольник стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; проявляет самостоятельность в различных видах деятельности. Ребенок задает вопросы взрослым, комментирует ответы со своей точки зрения. Играет в игры, в которых воспроизводит действия социального мира.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Ребенок ищет компромиссы, пытается предложить свою поддержку в трудной ситуации, радуется вместе со сверстниками.
Распределяет роли в сюжетно-ролевых играх (например, «Семья», «Поликлиника», «Магазин»); предлагает свою помощь детям и взрослым.
Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Формирование социальных норм и правил поведения о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Ребенок примеряет на себя роли и обыгрывает их с точки зрения взрослого (игра «Больничка», «Магазин», «Парикмахерская»).
Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живёт. Имеет представление о себе и социальном мире в котором он живет. Ребенок самостоятельно действует (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, в случае затруднения обращается за помощью к взрослым; умеет классифицировать, делать выводы; способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, можем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.
Для эффективного улучшения работы с детьми дошкольного возраста нам важно внести традиционные и нетрадиционные формы и средства развития у дошкольников первичных представлений о себе и других людях, во всех видах детской деятельности.
Организация деятельности детей по формированию первичных представлений о себе и других людях :
Виды деятельнос-ти:
Формы :
Педагогические средства : Предполагае-
мый результат:
Игровая
Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Восприятие худ. литературы
Изобразительная
- Дидактические игры: «Кто кем будет?», «Я познаю».
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница». Семья», «День рождения», «Магазин», «Больница», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче», «Семейный совет», «Вместе с братом», «После работы»,
- Игра – театрализация: «Я еду в гости», «Праздники в семье», «Ждем маму».
- Беседы: «Любовь к ближнему», «Кто я такой», «Моя семья», «Мои друзья».
-Составление творческих рассказов на тему «Семья», «Как я помогаю дома», «Как себя вести со старшими».
- Тематические занятия: «Что значат наши имена», «Моя семья», «Добрые дела», «Мамы всякие нужны, мамы разные важны» и т. д.
- Занятия на тему «Лево-право», «Слева-справа».
- Чтение художественной литературы: «Кошкин дом», «Мой До дыр», «Две подружки», литературы на тему «Я и моя семья».
- Чтение художественной литературы по познавательной тематике (рассказы о жизни людей в других странах, о нормах поведения в социальном мире).
- Рисование, лепка, аппликация: «С кем я живу», «Мы такие разные», «Мир вокруг нас», «Мой портрет», «Портрет мамы». - вербальные и невербальные средства общения с детьми;
- дидактические пособия для детей 4-5 лет «Дидактические игры в детском саду»;
- средства, предназначенные для практического действия (посуда, больничка, парикмахерская и т. д.);
- средства для осуществления практических действий (костюмы, маски);
-технические средства обучения (ноутбук, проектор, интерактивная доска);
-пособия по развитию окружающей среды 4-5 лет;
- использования средств наглядности (карточки, схемы, макеты, портреты, изображения);
- учебные пособия по познавательной деятельности;
- средства наглядности (карточки с изображением профессий);
- ЭВМ;
- учебники и учебные пособия (художественная литература);
- технические средства (ноутбук, проектор, интерактивна доска);
- средства наглядности (картинки из книг, наглядное пособие);
- средства для осуществления практических действий (краски, кисти, пластилин, клей и т. д.). - Ребёнок обладает положительной установкой к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Ребенок имеет представления о социальном мире, в котором он живёт.
- Знает элементарные нормы и правила поведения (можно поменяться, поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, утешить, нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова).
- Дает себе общую положительную оценку («Я хороший», «Я большой», «Я могу»); называет большинство известных профессий (доктор, повар, водитель).
- Различает плохо-хорошо, можно-нельзя, лево и право.
- Ребенок имеет представление о том с кем он живет (мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя, о дружбе, о жизни людей в других странах.
- Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живёт.
Формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях, не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием и развитием детей в семье. С этой целью для родителей проводятся:
родительские собрания;
групповые и индивидуальные консультации и беседы;
информационные стенды;
семинары.
Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Проводится диагностика формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях по методике Ю. А. Афонькиной «Имеющий первичные представления». Методика предназначена для детей 4-5 лет. Цель методики: выявление знаний о себе, выявление умения выражать эмоциональное состояние человека, выявление знании об его окружении. Метод- наблюдения с целью выявления умения детей применять полученные знания в различных видах деятельности и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Для достижения новых образовательных результатов в ДОУ необходимо произвести кадровые, научно- методические, материально – технические, нормативно – правовые, информационные, организационные изменения.
Кадровые:
- регулярное повышение квалификации педагогов по теме «Формирование первичных представлений у дошкольников о себе, других людях», семинары, мастер - классы;
- посещение курсов ИКТ;
- расширить вербальные и невербальные средства общения у педагогов.
Научно – методические:
- приобретение и изготовление наглядных средств обучения (плакаты, тематические карточки, схемы, макеты);
- приобретение в методический кабинет программы и новинки по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях;
- подборка современной методической литературы для детей средней возрастной группы по программе дошкольного учреждения, а также мультимедийной продукции по данной теме;
- составление памятки для родителей, для их вовлечения в организацию образовательного процесса по данной проблеме совместно с детьми;
- изучение воспитателями методических источников и педагогической литературы, составление и обсуждение перспективного плана по формированию первичных представлений о себе, других людях;
- разработка электронного дидактического мультимедийного пособия для использования в образовательном процессе на тему «Мы такие разные»;
- выписывание периодической методической литературы.
Материально – технические:
- приобретение мультимедийного оборудования для показа детям различных познавательных фильмов, мультфильмов и дидактических игр по формированию первичных представлений о себе, других людях;
- оснащение игрового оборудования в соответствии СанПин для проведения занятий на более высоком уровне;
- приобретение в достаточном количестве дидактических игр по рассматриваемой теме, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия;
- книги по данной тематике.
Информационные :
- оснастить группы интернет ресурсами;
- взаимодействовать с социальными сетями ;
- создание стендов для родителей с материалами по формированию первичных представлений о себе, других людях (в том числе и на сайте ДОУ);
Нормативно – правовые:
- ознакомить родителей с конвенцией о правах ребенка;
- внести изменения в годовой план;
- федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.».
Организационные:
- использование наиболее эффективных средств работы;
- улучшение предметно-развивающей среды;
- внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность;
- профилактика нарушений в детско-родительских отношениях.
II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема пособия: «Мы такие разные».
Возраст целевой группы: средний дошкольный возраст.
Цель пособия: формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях.
Задачи пособия:
Развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
Активизировать в словаре и применение в соответствии с ситуацией слов: «хорошо», «плохо», «пожалуйста», «спасибо», «доброта», «помощь» и др.
Закреплять правила поведения в обществе.
Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
№1
Мультимедийное дидактическое пособие для детей среднего дошкольного возраста «Мы такие разные».
№ 2
Посмотри внимательно на картинки. Каких мальчиков ты видишь? Опиши эмоции каждого из них. Кто из мальчиков тебе больше нравиться? Почему? Найди мальчика на лице у которого, эмоция счастья. Неправильные ответы исчезают, а правильный увеличивается по размеру.
№3
Рассмотри картинки. Расскажи про каждого героя мультика. Опиши поведение каждого из них. Кто из героев тебе больше нравиться? Почему? Найди всех героев, которые совершают добрые поступки? Правильные ответы вращаются, и не исчезает, а не правильные исчезают.
№4
Рассмотри картинки. Расскажи, как дети общаются друг с другом. Выбери те картинки, на которых дети дружны. Чье поведение тебе не нравится и почему? Как бы ты повел себя в данной ситуации?
Если ребенок отвечает неправильно, картинка увеличивается и не исчезает, а при верном ответе картинка исчезает.
№5
Дети разными бывают и по-разному ведут себя. Посмотри на картинки, дай оценку каждому поступку (хорошо – плохо). Выбери картинки, на которых дети правильно (хорошо) себя ведут.
При верном ответе картинка вращается и не исчезает, а если ребенок отвечает неправильно, картинка исчезает.
№6
Рассмотри картинки. Все ли дети хорошо (правильно) обращаются с животными? Что они делают неправильно? Убери картинки, где ребенок плохо (неправильно) поступает с животным.
При верном ответе картинка исчезает, а если ребенок отвечает неправильно, картинка вращается и не исчезает.
№7
Рассмотри картинки. Расскажи, что происходит на каждой из них и выбери те, на которых ребенок правильно себя ведет со взрослыми и без. Объясни, почему ты выбрал именно эту картинку, что тебе понравилось в ней?
Если ребенок отвечает неправильно, картинка исчезает, а при верном ответе картинка качается и не исчезает.
№8
Завершающая анимированная картинка «Молодец!».
Словарь терминов:
Средства обучения - это совокупность предметов, которые включают учебную информацию или выполняют тренирующую роль.
Педагогические средства - материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса.
Условия – это целенаправленно созданная обстановка, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность организационных, педагогических, психологических факторов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять образовательную