Лариса Дамм
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира через экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира через экспериментальную деятельность.
Федеральные государственные образовательные стандарты ДО декла-рирует основные принципы дошкольного образования, одними из которых являются:
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Публикация «Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира через экспериментальную деятельность» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предпо-лагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной моти-вации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окру-жающего мира и т. д. Данное содержание реализуется в различных видах дея-тельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них познавательно-исследовательская деятельность исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хотел исследо-вать все. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за насекомыми на прогулке, разбирать игрушки, изучая их устройство. Не замечая этого, мы прерываем его иссле-довательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем необходимым. В итоге учебная деятельность предельно автономизируется от познавательной и становится скучной. Пол-ностью стремясь сделать благое дело – научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами пре-пятствуем развитию детской любознательности.
Вариативная часть образовательной Программы детского сада реализует содержание 2 парциальных программ: одна из которых «Ребёнок в мире поиска» / под редакцией О. В. Дыбиной направлена на решение ряда задач по приоритетному направлению нашего детского сада – познавательное развитие детей, содержание которой реализуется в ходе поисково-познавательной, экспериментальной и преобразующей деятельности.
В расписании видов деятельности на 2015-2016 учебный год в каж-дой группе сделаны отметки в виде одной звездочки вначале познавательно-исследовательской деятельности, что означает о необходимости включать в эту деятельность решение задач парциальной программы «Ребёнок в мире поиска», как часть занятия или как целое.
Сегодня мы рассмотрим вопрос формирования первичных представ-лений о себе, других людях, объектах окружающего мира через эксперимен-тальную деятельность, опираясь на задачи и содержание нашей парциальной программы.
Итак, эта задача решается через следующие разделы программы:
1. Человек
2. Рукотворный мир
3. Живая природа
4. Неживая природа
5. Физические явления
Более подробно познакомиться с задачами каждого раздела вы сможе-те, изучив глубоко программу. Она у нас есть в метод кабинете в электрон-ном виде. И вы всегда сможете её скачать себе для работы на флэшку.
Программные задачи реализуются поэтапно.
1. Информационный блок
2. Действенно-мыслительный блок
3. Блок преобразования
Цель информационного блока - помочь ребёнку получить первоначальные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира с после-дующим их углублением в ходе поисковой деятельности. Для организации этого блока необходимо использовать организованное обучение (занятия, экскурсии, совместную деятельность воспитателя и ребёнка (чтение, беседы, просмотр видео фильмов, развивающих мультфильмов, самостоятельную деятельность детей (рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и т. д.) Приоритетными являются опосредованные способы взаи-модействия вместе, на равных, как партнёры.
Цель действенно-мыслительного блока – обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности, которые дают им возможность само-стоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную дея-тельность. Сюда включаются практические действия, вызывающие те или иные преобразования. Кроме того, этот блок представлен моделированием. Моделирование – вид знаково-символической деятельности, который пред-лагает исследование не конкретного объекта, а его модели. Здесь использу-ются пиктограммы, алгоритмы деятельности, схемы и т. д.
Цель блока преобразования – создание условий для реализации детьми си-стемных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творче-ского отношения к окружающему миру. Основным показателем творческого отношения к окружающему миру считается стремление ребёнка к преобра-зующей деятельности, когда он сам может участвовать в совершенствовании окружающего.
Опыты и эксперименты бывают :
- случайными, которые не требуют подготовки. Они проводятся экс-промтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети уви-дели что – то интересное или услышали из литературного произведения. Например, Герда экскурсия
- плановыми, в проведении которых педагогом ставится текущая ди-дактическая задача.
- эксперимент, как ответ на детские вопросы, к проведению кото-рых привлекается тот ребёнок, который задал этот вопрос, либо его товари-щи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложный опыт.
Рассмотрим примерные темы экспериментов, которые можно провести с детьми в этом направлении.
Во 2 младшей группе, изучая органы чувств человека можно провести простейшие опыты: дать детям попробовать на вкус, понюхать, послушать, посмотреть, пощупать.
Каждый опыт и эксперимент в этом возрасте имеет свою структуру: сначала вы ставите перед ребятами исследовательскую задачу. Например, читаете стихотворение о носе, обсуждаете с детьми, что означает выражение «нос задрал», «нос повесил», «Нос курносый «и т. д., рассматривает различ-ные формы носов, глядя в зеркало, определяете форму своего носа. Затем выполняете эксперимент : для чего нужен нос? Угадываете, что лежит в ме-шочке или коробочек по запаху. Делают несколько вдохов и выдохов. Зажи-мают нос и говорят ртом, а когда перестают говорить, постепенно начинают задыхаться. Определяют, что носом можно еще и дышать и т. д. И в конце фиксируем результат: вешаем схематическое изображение носа и рисунка с изображением профилей носа.
Во 2 младшей группе проводят простейшие опыты и эксперименты с предметами рукотворного мира : бумага и её качества и свойства; древесина и её качества и свойства; ткань и её качества и свойства; глина и её качества и свойства;
Знакомя детей с физическими явлениями провести опыты и экспери-менты с объектами :
• светообразования («Что в коробке?», «Волшебная кисточка»);
• веса и притяжения (Лёгкий –тяжёлый»);
• звука (Что звучит);
• температуры (Горячо-холодно; «Чудесный мешочек»).
Тематика экспериментов с объектами живой и неживой природы разнообразна, например, «Что любят растения?», «Почему птицы могут ле-тать?», «Где снег не тает?», «Как спрятаться бабочкам?» и другие.
В средней группе добавляются эксперименты с объектами магне-тизма. Можно провести такие опыты, как «Волшебная рукавица», «Вол-шебный театр», «Мы фокусники», с помощью которых выясняются способ-ности магнита притягивать некоторые предметы.
В этом возрасте меняется и структура проведения эксперимента. Так после постановки перед детьми исследовательской задачи, с детьми про-водят этап прогнозирования результата, где ребята высказывают свои предположения. Например, для определения вкусовых зон языка, воспитатель предлагает провести опыт : смочить палочку в воде, обмакнуть в содержимое блюдца и приложить палочку поочерёдно к средней части языка, к основанию. К боковым частям, к кончику языка. Но сначала просить отве-тить детей: Влажный или сухой язык лучше ощущает вкус продуктов? Далее ребята выполняют эксперимент и также фиксируют его результаты - помещают в группе рисунок с изображением вкусовых зон и делают вывод: сухой язык вкус не ощущает.
В старшем дошкольном возрасте добавляются эксперименты с элек-тричеством. Такие как, «Волшебный шарик», «Чудо-расчёска», «Волшебные шары», «Как увидеть молнию?», «Почему лампочка светит?» и другие.
В этом возрасте обязательный пункт проведения эксперимента - уточ-нение правил безопасности. Фиксация результатов эксперимента происходит уже самими детьми в тетрадях наблюдений, журналах в идее рисунков, схем, картинок и прочее.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах создаются уголки экспериментирования, к оформлению и содержанию которых предъявляются определенные требования.
Остановимся на требованиях, предъявляемых нашей парциальной программой «Ребёнок в мире поиска».
Развивающая среда по программе включает в себя микроблоки:
• Лаборатория «Почемучка» (где происходит овладение средствами по-знавательной деятельности, способами действий, обследования объектов, расширение познавательного опыта);
• Уголок природы (здесь расширяется познавательный опыт, его использо-вание в трудовой деятельности);
• Центр преобразования «Мастерилки» (помогает проживать преобразо-вывать познавательный опыт в продуктивной деятельности);
• Уголок «Знайки» (способствует формированию умения самостоятельно «работать» с книгой, «добывать нужную информацию);
• Информационная копилка (помогает осознать свой познавательный ин-терес, формулировать его в вербальной форме или с помощью символов);
• Игротека (здесь ребята в игровой деятельности уточняют и системати-зируют знания, умения и навыки);
• Уголок моделирования (развивает способности овладения моделирую-щей деятельностью, систематизируется познавательный опыт).
Остановимся на примерном содержании среды в этих микроблоках. Об-ратите внимание на слайд (все расписано на слайде).
В помощь при проведении опытов и экспериментов с детьми по фор-мирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира вам поможет следующая литература, которая есть в методическом кабинете:
1. Программа по организации поисковой деятельности детей дошколь-ного возраста «Ребенок в мире поиска» под редакцией О. В. Дыби-ной;
2. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Авторы Е. А. Мартынова, И. М Сучкова;
3. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Из опыта работы. Автор Л. Н. Менщикова
4. Методика детского экспериментирования. Автор Л. В. Рыжова
5. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Автор Н. В. Нищева (в двух книгах).
6. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Автор Н. В. Нищева
7. Детское экспериментирование. И. Э. Куликовская, Н. н. Совгир
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. под редакцией Л. Н. Прохоровой.
9. Методика проведения учебных исследований в детском саду. Автор А. И. Савенков
10. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Автиор А. И. Иванова.
И закончить своё выступление мне хотелось бы китайской пословицей, которая гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробо-вать и я пойму». Поэтому больше экспериментируйте с детьми.
И помните систематические занятия по развитию детского эксперимен-тирования во всех его видах и формах являются необходимым условием не только формирования первичных представлений о себе, других людях, объ-ектах окружающего мира, но и успешного становления личности дошколь-ника.
Автономная некоммерческая организация дошкольного образования
«Планета детства «Лада»
«ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О СЕБЕ, ДРУГИХ ЛЮДЯХ,
ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
(выступление на педагогическом совете №4)
Подготовила: воспитатель Дамм Л. В.
г. о. Тольятти
Детский сад №115 «Салют»
2015-2016 учебный год