МААМ-картинки

Проект «Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста»

татьяна курило
Проект «Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста»

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Китайская мудрость

Характеристика проекта

Проект рассчитан для использования воспитателями в дошкольных учреждениях в рамках занятий, работы математического кружка, индивидуальной работе с детьми по формированию ФЭМП.

Публикация «Проект „Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. С помощью игр – экспериментов ребенок легко, с интересом и без особой сложности приобретает новые математические познания, умения и навыки. Проект предполагает использование игр-экспериментов способствующих развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей и направлены на умственное развитие дошкольника.

Проект разработан на основе материалов методического пособия «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» под редакцией Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. Издательство «Детство-пресс» Санкт-Петербург.

Актуальность: Работая в дошкольном учреждение мы всегда стремимся искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Научно-технического прогресс диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира, и именно в этом возрасте ведущим видом деятельности является метод экспериментирование. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения опыта. Необходимость рассказать об увиденном, сформулировать обнаруженные результаты, сделать выводы, стимулирует всестороннее развитие, обогащение речи детей. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

2. Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили

Цели, задачи:

Развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств.

• Поддержание у детей сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, умения делать выводы.

Структура проведения игр-экспериментов :

• Постановка познавательной задачи;

• Поиск путей решения проблемы

• Проведение наблюдения;

• Обсуждение увиденных результатов;

Формулировка выводов:

Практическая часть:

1. Занятия по формированию элементарных математических представлений в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С Комаровой, М. А Васильевой.

2. Связь с другими видами деятельности :

• Игровая

• Продуктивная

• Познавательно — исследовательская (опыты)

• Социально-коммуникативное (беседы)

• Речевое развитие

• Конструктивно-модельная деятельность

3. Организация кружка «В гостях у дедушки Зная».

Условия реализации: Группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Сроки реализации: учебный год.

Участники:

• Дети

• Родители

• Воспитатели

Формы работы с родителями:

Консультации;

Буклеты.

Формы работы с педагогами:

Открытые занятия;

Консультации.

Предполагаемый результат: • Развитие интереса к познанию («Хочу все знать!»)

• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

• Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

• Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

• Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

Основные принципы организации детского экспериментирования :

Связь теории с практикой.

Развивающий характер воспитания и обучения.

Индивидуализация и гуманнизация образования.

Социализация:

Создавать эмоциональный настрой на совместную деятельность,

формировать доброжелательного отношения друг к другу

Планирование работы.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, нужно помнить о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков грамотного поведения, освоение новых понятий, приобретение знаний (в данном проекте развитие математических понятий). Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к математическим понятиям, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать. Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира, математическим понятиям.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Месяц Тема Интеграция образовательных областей

Сентябрь «КАЖДОМУ КАМЕШКУ СВОЙ ДОМИК» Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие шероховатые); показать детям возможность использовать эксперимента в игровых целях.

Сентябрь «МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ФОРМУ КАМНЯ И ГЛИНЫ» Художественное творчество: моделирование изделий из глины. Выявить свойства глины (можно изменять форму, делить на части, лепить и камня (твёрдый, нельзя лепить, разделить на части). Развивать смекалку, наблюдательность.

Октябрь «ОТЛИЧИЕ ПАР ПРЕДМЕТОВ ПО ФОРМЕ И РАЗМЕРУ ИЗ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ» Коммуникация: развитие речи : «Что произойдёт, если…» Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. Развивать наблюдательность.

Октябрь «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Ноябрь «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?»

Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Ноябрь ПЕСОЧНЫЕ ВЕСЫ

Познание (математика) : измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки.

Декабрь «ГДЕ ЛУЧИКИ» Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Январь «ПРОКАТИ ШАРИК» Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

Январь «ИМЕЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?»

Делаем самодельные весы. Взвешиваем 2 не надутых шарика. Вес одинаковый. Один из шариков надуваем. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес. Проткнём надутый шар. Что произошло?

Февраль «РАБОТА ПО СХЕМАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ» Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

Февраль «ЗНАКОМСТВО С ПЕСОЧНЫМИ ЧАСАМИ

Художественное творчество «Песчаные художники» Познание: «Что было до.» Тема: «Часы».

Март «ЧЕМ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ ДЛИНУ И ШИРИНУ» Расширять представления детей о мерах длины : условная мерка, единица измерения. Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. Развивать познавательную активность детей за счёт знакомства с мерами длины в древности (локоть, ладонь, палец)

Март «ФИГУРЫ ИЗ ПЕСКА»

Элементарная исследовательская деятельность «Свойства мокрого песка». Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Апрель «ПОПЛЫВЁТ-НЕ ПОПЛЫВЁТ» Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). Развивать представление детей о весе.

Апрель «ВОЛШЕБНАЯ ПИРАМИДКА»

Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод: стоит. Собираем пирамидку наоборот от маленького колечка к большому. Устоит ли?Почему?

Май «УГАДАЙКА» Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Май «РАЗВЛЕЧЕНИЕ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» «Познавательная игра- соревнование». Итоги работы по экспериментированию.

В конце учебного года подведён итог работы проекта по развитию математического мышления детей. Диагностика показывает динамику развития детей с использованием экспериментирования.

Данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу т. к не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

Литература

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей среднего и старшего дошкольного возраста», разработано в соответствии с ФГОС 2014год.

2. Интернет ресурсы

Занятие 1.

Чем можно измерить длину?

Задачи: расширить представления детей о мерах длины : условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины и в древности (локоть, фут, ладонь, ярд, палец)

Материалы : сантиметровые ленты, линейки, простые карандаши, бумага, отрезки тканей, тесьма или шнур длиной 1 метр, рабочие листы.

Описание: на столе лежат рабочие листы «Измерение высоты стула»

Воспитатель: читает письмо Дедушки Зная.

Какое задание оставил нам Дедушка Зная? (измерить стул). Чем он нам предлагает его измерить (тапком, носовым платком, карандашом). Измеряем. Воспитатель измеряет и дети измеряют. Сравнивают результаты.

Дети: отвечают.

Воспитатель подводит итоги: ваши измерения получились разными, почему? У всех разная длина ноги, разные платки и длина карандашей.

В древности измеряли длину пальцем, ладонью, локтем. Измеряем стул по меркам древности (воспитатель и дети).

Воспитатель: Почему получились разные результаты? (у всех разная длина руки, размер ладоней, пальцев).

Древние римляне измеряли ярдами (длина руки от плеча до кончиков пальцев) и футами (длиной ступни). Давайте измерим ткань по-древнеримски.

Сколько ярдов в куске ткани? Сколько футов? Почему разные результаты? Как же быть, если результаты получаются разные? Представьте, вы решили сшить платье или костюм. Измерили себя и определили, что вам необходимо купить три ярда ткани. Пришли в магазин, продавец отмерил три ярда. Во время шитья вам вдруг не хватило ткани. Вы расстроены. Что же сделать, чтобы избежать таких неприятностей? А что же нам посоветует Дедушка Знай?

Дедушка Знай: люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех меры. Первая в мире единица измерения названа метром. Вот такой длины один метр. С помощью метра измеряют длину всех предметов. И если вы купите ткань по этой мере длины, то вам ткани обязательно хватит на наряд.

Метр был создан двести лет назад во Франции. Метр разделен на сантиметры. В одном метре 100 сантиметров (показывает). Какие приборы для измерения длины вы знаете? (линейка, сантиметровая лента).

Дедушка Знай предлагает детям измерить отрезки тканей, тесьму, шнур, листочки бумаги.

Дедушка Знай: почему теперь получились измерения одинаковые? Измерьте все, что вам хочется.

Вывод: Сегодня мы убедились, что измерительные приборы помогают нам точно выполнять измерения.

Занятие 2

Каждому камешку свой домик.

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Материалы : различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, схема обследования предметов, картинки, образцы, дорожка из камешков.

Дети рассматривают камешки: чем похожи эти камни? Действуют в соответствии со схемой (надавливают, стучат). Чем камни отличаются друг от друга? Предложить ощупать их. Обращается внимание на цвет, форму.

Предложить разложить камни по коробочкам:

В первую – гладкие и округлые;

Во вторую – маленькие и шероховатые;

В третью – большие и не круглые;

В четвертую – цветные.

Дети работают парами. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камней.

Игра с камешками. Получили посылку от Дедушки Зная с набором картинок.

Задание: выложи картинку по предложенным схемам – образцам на подносах, наполненных песком.

Занятие 3

Все обо всем.

Задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схемам с опорой на полученные ранее представления из собственных предположений, развивать аккуратность, взаимопомощь.

Материалы : стаканы, песок, вода, ложки (чайные, столовые, кукольные, деревянные, карандаши, схема выполнения опытов.

Описание: Дедушка Знай приглашает детей заглянуть в его «волшебный сундучок». Дети достают оттуда материалы для экспериментов. Представьте, что сегодня вы пришли в научную лабораторию. Вы все – ученые. Будем проводить сегодня исследования и эксперименты. Будем записывать и зарисовывать свои результаты в схемах. Помогайте друг другу. Желаю вам новых открытий.

Дети сами работают. Дедушка Знай, по необходимости оказывает помощь, советует, интересуется результатами.

Дедушка Знай: уважаемые коллеги! Прошу вас собраться на ученый совет. Расскажите, чем вы занимались? Что узнали нового?

Рабочие листы предоставляются детям на выбор по их желанию к опытам:

1. Сколько ложек песка в стакане?

2. Измерение времени делами.

3. Рекордный вес. Что такое масса?

Задание 4

Угадайка

Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Материалы : предметы одинаковой формы и размера из разных материалов : дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик.

Описание: перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются (похожи по размеру, отличаются по весу).

Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе.

Игра «Угадайка» - из сенсорного ящика дети выбирают предметы на ощупь, объясняя, как догадались, тяжелый он или легкий. От чего зависит легкость или тяжесть предмета? (от того, из какого материала он сделан).

Детям предлагается с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый 9 у тяжелого предмета звук от удара громче).

Также они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета (от тяжелого предмета всплеск сильнее). Затем бросают предметы в таз с песком и определяют вес предмета по оставшемуся после падения углублению в песке (от тяжелого предмета углубление в песке больше).

Публикации по теме:

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего.

Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучающие игрыРазвитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучающие игры Материал был подготовлен к практическому семинару по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольника через игровую деятельность»..

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики». «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии и творчества». В. А. Сухомлинский. Вступительная часть. Дошкольное детство.

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова Здравствуйте уважаемые участники.

Педагогическая концепция на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через досуговую деятельность» Педагогическая концепция: «Авторская идея в моей педагогической практике" на тему:«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Проект «Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников» Тема педагогического проекта Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников Воспитатель МАДОУ Детский сад №21 "Золотая.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП Городские педагогические чтения «Воспитательная компонента как одно из важнейших направлений ФГОС» Доклад «Развитие логического мышления.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством наглядно-дидактического материала Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Основы логического мышления.

Семинар-практикум «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 21:32
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД