Наталья Копотиенко
Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Там, где сладко пахнет смородиной,
Там, где дом и родная земля,-
Это всё называется родина,
Дорогая, родная земля!
Даже солнце здесь светит теплее,
И ромашки красивей цветут.
И горжусь я землёю своею-
Здесь хорошие люди живут…
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в своем городе или деревне, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Публикация «Опыт работы „Воспитание любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна на улицу, и панорама родного города, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками. И родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края, труд и отношения людей, общественные события, факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности родного края.
Что доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес?
Работу по патриотическому воспитанию в нашей группе началась с темы «Мой дом, моя семья». Дети рассказывали о членах своих семей, составляли с родителями рассказы на тему «Моя семья», рисовали герб своей семьи, генеалогическое дерево. В сюжетно-ролевых играх «Дом», «Семья» дети отражали знания о своем ближайшем окружении, об именах близких, о семейных традициях. По ознакомлению с окружающим провела беседы «Мама -самое прекрасное слово на земле», «Мамин день».Ребята с удовольствием рассказывали о своих мамах, об их профессиях, рисовали портреты своих мам и изготавливали для них подарки. Вместе с детьми подобрали стихи и песни о маме и с удовольствием исполняли их.
Работа по теме «Мой любимый детский сад» началась у нас с путешествия по детскому саду-школе и бесед о профессиях работающих здесь людей, а также с целевой прогулки по территории учреждения. Проводились фронтальные и подгрупповые занятия «Мы -самые старшие в детском саду» и «Наши добрые дела». В рисовании, лепке, конструировании и аппликации также прошла тема любимого детского сада.
Воспитывая гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше был проведен цикл бесед «Мой родной город». Дети придумывали рассказы на тему: «Из окна, из окна наша улица видна». В рисовании «Город у озера», лепке «Мы ходили на Байкал», конструировании «Мост» и аппликации «Мой дом», дети старались передать красоту, современность нашего города. Организованы экскурсии на озеро Байкал и краеведческий музей. В результате целенаправленной работы у детей группы сформировались навыки поведения на улицах города, чувство гордости за свой город и уважения к людям труда.
Родная природа… один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – всё это источники формирования любви к родному краю. В своих рисунках и поделках дети передают яркие впечатления о родной природе.
Одним из приоритетных направлений патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Чтобы пробудить у дошкольников патриотические чувства, целесообразно знакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями; полезно совершать целевые прогулки по близлежащим улицам; необходимо посещать с ними музей, выставки, памятные места. Это необходимо еще и для того, чтобы закрепить знания детей о названии улицы, научить их ориентироваться в микрорайоне, в котором они живут, познакомить с правилами поведения на улице, с некоторыми дорожными знаками: ведь скоро дети пойдут в школу и такие знания им пригодятся.
Необходимо с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории родного города. Особо значение имеет выполнение общественно значимых заданий (участие в субботниках, изготовление поздравительных открыток, разучивание стихов и песен к праздникам, организация тематических выставок детских рисунков).
Одним из условий эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Сотрудничество с родителями проявляется в ознакомлении их с содержанием, происходящего в образовательном учреждении педагогического процесса; в привлечении их к накоплению детьми новых знаний в данном направлении; в подготовке различных мероприятий в саду (выставки, экскурсии, тематические праздники и т. д.)
При взаимодействии с родителями успешно используются «домашние задания». Накануне выходных, отпуска провожу с родителями беседу о том, как лучше провести их, чтобы обеспечить содержательное общение с ребенком. Дети, совместно с родителями, получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.
Результатом такой деятельности являются тематические выставки: «Рассказ о моей улице», «Город вчера и сегодня», «Любимые уголки города» и т. д.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают совместные мероприятия с родителями. Необычной и запоминающейся получилась нетрадиционная форма работы с родителями «Мастер- класс по оригами», где дети и взрослые коллективно трудились над созданием нашего города из бумаги.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания было проведено анкетирование по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников». Ответы родителей помогли определиться с направлениями работы по данной теме.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, и какие методы им используются.
Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и беречь свою Родину.