Юлия Иванникова
Опыт работы Тема: воспитание патриотических чувств и любви к стране, родному городу у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
В последнее время, особенно за годы перестройки были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда. Но как бы ни менялось современное общество воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Публикация «Опыт работы Тема: воспитание патриотических чувств и любви к стране, родному городу у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Данная проблема не нашла пока должного отражения и в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою Родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его? Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом.
Проанализировав свои знания и знания о городе детей, я увидела, важность нравственно-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны. Поэтому я поставила перед собой цель: воспитать достойное поколение Россиян, прививая у ребят любовь к Родине, родному городу, к своим родителям, историческому прошлому.
Чтобы реализовать деятельность с детьми, были определены этапы работы.
1этап: Наша страна – Россия.
2 этап: Родной город, его достопримечательности.
3этап: Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами.
4этап: Детский сад и профессии в нем.
5этап: Знакомство с русской народной сказкой.
Поставленные мною цели, позволили мне провести поэтапную работу с детьми средней группы.
1 этап
На первом этапе дети знакомились с нашей великой страной Россией. Мы рассматривали и знакомились с гербом и флагом Российской Федерации ее столицей а также президентом нашей страны.
(5,6слайд)Проведенные для родителей консультации, родительское собрание в форме устного журнала на тему «Нравственно – патриотическое воспитание» помогли родителям стать для своих детей примером отношения к своей стране, городу, к месту, где живёшь.
2 этап
Работа на втором этапе была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями.
При ознакомлении с историей малой родины была организована поисковая деятельность: детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее дошкольники обменялись полученной информацией.
Рассматривание фотографий и книг о Ставрополе с видами улиц города, способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города.
Цикл занятий о родном городе способствовал формированию чувства гордости за свой город, его историю.
Результативность опыта
С целью выявления результативности проведенной мною работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родным городом были повторно предложены детям вопросы, в ходе мониторинга стало возможным определить степень представлений о родном городе.
100% детей твердо знают название города, в котором живут, и могут безошибочно найти герб города и рассказать о нем. Об истории возникновения нашего города имеют точные знания 91% детей, 9% (1 ребенок) допускает небольшие неточности. 82% детей имеют представление о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают. Познакомить с достопримечательностями нашего города могут 81% детей, 19% - немного в этом затрудняются.
В итоге, общий уровень оказался следующим : 87% детей имеют прочные знания о родном городе, 13% - допускают небольшие неточности. В результате изучения данной темы дети многое узнали о своем городе, видели его красоту и богатство своими глазами. В своей работе я старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки любви к родному городу, попыталась научить их самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего горожанина, который умеет использовать свои знания на практике.
3 этап
На третьем этапе воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
4 этап
Следующим четвертым этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».
5 этап
На пятом этапе происходит знакомство с русской народной сказкой, пословицами, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта.
Подводя итог, мы можем говорить о том, что в ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания патриотических чувств у дошкольников.
Таким образом, систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».
В мае я планирую еще шестой этап своей работы – это знакомить детей с подвигами земляков в годы Великой Отечественной войны. Провести беседы о мемориале «Вечный огонь», братской могиле советских солдат, способствовать воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.