Надежда Соснина
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению
▼ Скачать + Заказать документы
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знание о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки» Д. С. Лихачёв
Самое важное и самое сложное для современной семьи и для страны в целом- это воспитать человека. Воспитание духовно-нравственных качеств у детей это одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым родным людям- к папе, маме, бабушке, дедушке, с любви к дому, в котором он родился, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу. Первоосновой нравственно-патриотического воспитания дошкольника является краеведение. Ребёнок, который с детства знает свои «корни» (родителей, родной язык, историю, культуру края) вырастит духовно здоровым. Краеведение это возможность познания края, которое способствует развитию мышления, оно и метод воспитания, прежде всего культурой, в основе которой лежит народный опыт и память о деятельности предков.
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Посещение музея- это одно из средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Посещая музеи, дети знакомятся с предметами старины, одеждой, бытом, промысловой деятельностью своих предков. Богатство и глубина содержания развивают творческое воображение, расширяется жизненный опыт детей, развивается любознательность, коммуникативные навыки, интерес к окружающей действительности.
В нашем Лысковском краеведческом музее, который работает с 1919г. ,воссоздан интерьер купеческого быта 19 столетия, поскольку расположен музей в доме у купца Кудрявцева, а также интерьер типичного для тех лет крестьянского жилища- предметы быта, мебели, одежды. Есть в музее уникальная экспозиция «Кабинет интеллигента», где гости могут увидеть много интересных экспонатов. В залах музея много предметов, найденных археологами при раскопках.
Мне хочется остановиться на недавней экскурсии, на которой я побывала вместе со своими детьми старшей группы.
Интересным и заманчивым показался нам зал природы. И это не случайно! Мы фантазировали с детьми, глядя на останки древних животных и моллюсков мелководного моря или «ледникового периода». Менялся климат, менялось отношение людей к окружающей его миру природы, а вместе с этим менялись и представители флоры и фауны. Рассказ экскурсовода удивил нас самыми любопытными фактами из жизни современных обитателей наших лесов, полей и лугов.
На улице -начало весны, а в зале, как вестники лета звучали птичьи трели!
В соседнем выставочном зале для нас была представлена выставка одежды «Что носили в старину». Экскурсовод не только рассказывала, но и наглядно показывала какая одежда была характерна для того времени.
Юноши ходили в длинных рубахах, подпоясанных поясом, на голове- картуз (шапка, на ногах- хромовые сапоги
Девушки-в длинных сарафанах, на голове- большие ковровые платки.
Любая состоятельная женщина имела полушубок из каракуля и специально подобранную к ней шапочку
Экскурсия была интересна тем, что дети сами примеряли одежду.
Изготавливать костюмы и головные уборы с украшениями гораздо сложнее и длительнее, чем простую одежду. Но люди, и так живя в постоянном труде и лишениях всё таки тратили своё драгоценное время и энергию души, чтоб создать красоту. С каким терпением, вниманием и вкусом девушки украшали свои наряды, для того, чтобы «блеснуть» в хороводе, не теряя ни скромности, ни достоинства. Да и быт в старину был тяжёл. Это видно по рубелям для стирки белья, по прялке, по коромыслу. Наши дети с удовольствием учились гладить с помощью скалки и рубеля. Конечно, это не совсем получалось, но вечером дети с гордостью рассказывали родителям каким «утюгом» они пользовались!
А для того, чтоб постирать одежду, нужно было сходить на колодец и принести воды в вёдрах на коромысле. Мои ребята также справились с этим сложным заданием. Шли по залу, стараясь не расплескать ни одной капельки.
Побывали мы в одном из залов, где представлена часть интерьера купеческого быта второй половины 19 века. Экспозиция составлена из подлинных предметов. Наибольший интерес для нас вызвала старинная мебель, посуда кузнецовского фарфора, украшение и женская одежда. А чтоб лучше почувствовать дух эпохи -экскурсовод включила граммофон с одной из любимых мелодий наших прадедов.
И в заключении этой интересной и увлекательной экскурсии мы побывали в «Крестьянской избе», где не только слушали, смотрели, но и трогали руками некоторые экспонаты.
Экскурсия с полным погружением в быт и традиции родного края доставила детям много ярких и незабываемых впечатлений. О посещении краеведческого музея дети рассказывали с огромным удовольствием родителям, об этом вспоминают и сегодня.