Получи документы

Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом»

Мениря Хайрова
Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом»

Представление педагогического опыта по теме

«Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом» воспитателя Хайровой Менири Асымовны.

" Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца "

К. Паустовский.

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса.

Публикация «Представление педагогического опыта „Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом“» размещена в разделах

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение, Федерального закона «Об образовании» о приоритете воспитания трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществлять специальные работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности глубины и устойчивости эмоционального переживания.

Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве.

Новизна опыта, заключается в гибком сочетании технологии проектной деятельности с использованием ИКТ-технологий, обеспечении взаимодействия и налаживания контакта с социальными партнерами и организациями.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса способствующего формированию нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с родным городом.

Моя работа по теме «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом» включает целый ряд задач:

-воспитание любви и привязанности к своей семье, к детскому саду, городу, к родному краю;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитанию чувства уважения к труду;

-расширение представлений о России;

-знакомство с символами республики, государства.

Моя работа над этими задачами проходит через все виды детской деятельности, как в повседневной жизни, так и на занятиях. Я понимаю, что уровень представлений детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано, какие методы используются, как организованна предметно – развивающая среда в группе.

Быть патриотом - значит чувствовать привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей семье, к своей Родине. В начале детей учила сопереживать героям произведений. В старшем возрасте использую мордовскую художественную литературу и фольклор. Они несут в себе черты национальных традиций, содержат информацию о родном крае, культуре народа, помогают узнать детям традиции, обряды. Дети с удовольствием участвуют в народных праздниках с играми, плясками, песнями («Осенины», «Масленница», «Колядки» и др.)

Ребенок начинает познавать Родину также через ближайшее окружение: свою семью, детский сад. Прежде всего, детей знакомила с взрослыми людьми: их внешним видом, действиями, взаимоотношениями через рассматривание фотовыставки «Моя семья», беседы «С кем я живу», наблюдением за работой взрослых в детском саду: няни, повара, дворника. Затем дети узнают, где и кем работают их родители и члены семьи.

Через экскурсии в библиотеку формировала представления детей о природе родного края. В ходе экскурсий знакомила детей с растениями, деревьями нашей зоны, рассматривали насекомых. Везде, где мы бывали с детьми, наблюдали, в каком состоянии находится территория, разговаривали о значении содержания её в чистоте. Старалась подвести детей к выводу: «Только от нас зависит, будет ли наш край красивым».

Знакомство с родным краем вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление изобразить то, что увидели. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему краю, родной природе, позволяют им создать выразительные образы, основанные на собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Эта работа имеет большое нравственно-патриотическое значение в воспитании чувства любви к близкому окружению, стимулирует интерес к родному краю, является необходимым условием воспитания активной жизненной позиции.

Используя карту Мордовии, детей познакомила с местоположением нашего города, рассказала, что он находится в Республике Мордовия и является частичкой России. Они знают, что у Республики Мордовия, как и у России, есть своя символика (герб, гимн, флаг).

В моей работе по нравственно-патриотическому воспитанию огромное значение имеет семья. Осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания ребенка позволило значительно повысить его эффективность. Участие родителей в экскурсиях, составлениях альбомов о родном городе, народных праздниках вызывает у детей большой эмоциональный отклик, заставляет глубже сопереживать, любить свою Родину.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети знают об истории возникновения города, его достопримечательностях; имеют представление о территории Республика Мордовия как составляющей территории России; знают о природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края, называют города, знаменитых людей края.

Идея, лежащая в основе разработанного мною решения проблемы, заключается в приобщении дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города. Именно в краеведческой деятельности дошкольник получает возможность познакомиться со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, духовно – нравственные традиции народа, удовлетворить потребность в познании окружающего мира. Поэтому основным в образовании дошкольника является организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств. Задача взрослого – создать условия способствующие развитию личности ребенка, повышающие его познавательную и эмоциональную активность с опорой на краеведческий материал, что позволит удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты.

3. Теоретическая база опыта.

Взяв за основу программу «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой и примерный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», я дополнила материал темами в старшей группе:

- достопримечательности;

- легенды о родном городе;

- природа и экология.

В подготовительной группе:

- история и достопримечательности города;

- символика России и Саранска;

- обрядовые праздники и обычаи;

- знаменитые люди Мордовии;

Повысить качество работы с детьми в области ознакомления с родным городом позволяет специально организованная предметно-развивающая среда : мордовская изба, центр нравственно-патриотического воспитания, краеведческие центры в возрастных группах. Реализация намеченной работы, показала, что наиболее эффективной формой в ознакомлении дошкольников с родным городом стали экскурсии по городу, в краеведческий музей, в комнату быта «Мордовская изба», познавательные игры, НООД, в рамках которой использовались активные методы.

Реализация данного опыта работы предполагается частично в рамках регламентированной деятельности, а преимущественно в процессе совместной деятельности педагога с детьми и отчасти в рамках свободной самостоятельной деятельности детей. Организуется как совместная деятельность взрослого и ребенка, выстраиваемая на основе увеличения доли самостоятельности ребенка.

Мной подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал. В группе оформлена фотовыставка : «Моя малая Родина», организовала выставку рисунков «Мой город», «Улица, на которой я живу», создана полочка умных книг, где подобраны книги о нашем городе, тематические папки: «История города», «Достопримечательности города», «Мой город», «Города России».

Систематически проводятся экскурсии и целевые прогулки: «Улицы нашего микрорайона», «Природа нашего города», «Памятные места родного города». Использовала такие формы работы как встречи с интересными людьми, посещение библиотеки, музея.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Я считаю, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются патриотические чувства – чувство привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живёшь и, конечно же, за свою страну. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребёнка. Несмотря на то, что все дети разные – по характеру, по темпераменту, по способностям, всех их связывают общечеловеческие черты: стремление к познанию окружающего мира, стремление к свободе, к самовыражению. Как бы ни был одарён ребёнок, от природы, в нём всегда заложены возможности самосовершенствования, творческого и познавательного потенциала. Сейчас к образовательным учреждениям предъявляют высокие требования. Одним из них является необходимость повышения качества образовательного процесса, усиление его индивидуально-личностной нравственности с целью воспитания свободомыслящей, гуманистически ориентированной личности, способной понимать и любить окружающий мир.

Я сделала вывод, что формирование представлений о своей малой родине необходимо осуществлять такими методами, которые позволят детям лучше усвоить знания. Это, прежде всего организованные формы обучения :

- выявление уровня знаний детей;

- разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий;

- занятия, экскурсии, беседы, наблюдения;

- изобразительная деятельность;

- обобщение представлений о родном городе;

- развитие речи.

Большое значение для усвоения знаний имеет совместная деятельность воспитателя и детей:

- Посещение краеведческого музея.

- Просмотр репродукций.

- Экскурсии к памятным местам.

- Фотовыставка «Моя малая Родина».

- Вечер поэзии «Мой любимый край».

- Создание альбомов «Мой город».

- Конкурс рисунков «По дороге в детский сад».

- Чтение произведений местных поэтов.

- Целевые прогулки по городу.

- Беседы: «Мой родной город», «Улицы нашего города».

- Составление рассказов «Из окна наша улица видна».

Была определена цель работы : разработать систему краеведческих мероприятий способствующих развитию патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным городом.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

-воспитывать любовь и бережное отношение к родному городу;

-познакомить с символикой родного города;

-формировать интерес к прошлому и настоящему родного края;

-формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

-обеспечить единства работы ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Изучила методическую и педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомление с родным городом наиболее близки. Это, прежде всего:

-Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»;

-Н. В. Алешина «Знакомим дошкольников с родным городом»;

-И. Рыбакова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» //Дошкольное воспитание 2003 №6,с45-55;

-Т. А. Якушева «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста». // Дошкольная педагогика 2006 №6 ;

Содержание работы построила по принципу от простого к сложному, от знакомого к неизвестному.

5. Анализ результативности.

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей по формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. «Уча других, мы учимся сами».

Показателями результативности опыта являются уровень представления детей :

Высокий уровень: преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине. Проявляет любознательность к истории, памятникам, зданиям. Знает название города, 4-5 улиц, свой адрес. Называет и узнает: флаг и герб города, достопримечательности Саранска. Заботится об окружающей природе.

Средний уровень: Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Проводя диагностику детей старших и подготовительных к школе групп, я пришла к выводу, что дети отличаются более высоким эмоционально-положительным отношением к родному городу, их интересует, почему город устроен именно так, обращают внимание на эстетическую среду города. Мои воспитанники с удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины.

В ходе проведё нной диагностики за последний год выявлены следующие уровни развития: старшей группа – высокий уровень - 80%, средний уровень -20%. Качество усвоения образовательной программы составило – 80%.

Таким образом, используя интеграцию различных видов деятельности, система деятельности с детьми обеспечивает развитие интереса к наследию прошлого, воспитание чувства гражданственности, патриотизма, помогает взрастить в детской душе семена любви к родному городу, стране, природе.

6. Трудности и проблемы.

В начале работы провела диагностирование знаний детей с целью выявления представлений об истории и культуре родного города, знакомых местах и улицах, на которых они проживают, составила анкету и провела анкетирование родителей с целью выявления знаний и представлений о родном городе. Мной были выявлены следующие проблемы:

-дети владеют недостаточной информацией о родном городе;

-отсутствие гордости за свой родной город, осознание своей гражданской принадлежности;

-родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников;

- отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.

Наличие этих проблем, побудило меня включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми старшей и подготовительной к школе групп по формированию их нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом.

Полученный результат предполагалось отслеживать по следующим критериям:

- методическое обеспечение;

- пополнение предметно – пространственной развивающей среды;

- применение полученных знаний в продуктивной деятельности детей;

- компетентность и включенность родителей в педагогический процесс.

Публикации по теме:

Формирование чувства патриотизма посредством ознакомления с родным городом Чувство патриотизма через ознакомления с родным городом включает в себя следую-щие параметры: • чувство привязанности к местам, где человек.

Формирование патриотических чувств у детей при ознакомлении с родным городом В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится.

Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно.

Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы) В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить. патриотов.

Из опыта работы «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем» Из опыта работы. «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем. Тема моего опыта «Воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с родным городом. Мой Белый город - ты цветок из камня, Умытый теплым, солнечным дождем. Как ветрами, овеян ты годами, Как песня, в сердце ты живешь моем.

Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников» «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку» (Николай Щелгунов). Действительно,.

Проект Тема: «Взаимодействие взрослых с детьми в процессе ознакомления с родным городом Серпуховым в условиях ДОУ». Содержание Введение…. 3 I. Основная часть. Теоретическое обоснование взаимодействия взрослых с детьми в процессе.

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с.

Воспитание у детей патриотических чувств в процессе ознакомления с боевым прошлым родного города В современных условиях, когда в обществе меняются ценности, идеалы, отношение к истории особенно остро встает вопрос патриотического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом»
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 14:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД