Ксения Савина
Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку» (Николай Щелгунов). Действительно, в детстве закладывается основа для формирования навыков восприятия, понимания и истолкование действий, из которых складываются нравственные основы, представление, поступки человека. События последних десятилетий в нашей истории заставляет по - новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми, одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма, как одной из духовных ценностей нашего народа. На основе этих фактов я выбрала тему своей работы : «Формирование нравственно -патриотических чувств у дошкольников».
Публикация «Опыт работы „Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников“» размещена в разделах
Задачи:
1. Пробудить в детях любовь к родной земле.
2. Формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.
3. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
4. Формировать чувство гордости за свой родной край, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
5. Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Работу над этой темой я начала с 2014 года, с детьми старшей группы.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
Изучив методическую литературу: Зацепина М. Б., Козлова С. А., Сухомлинского В. А. и других, я составила перспективный план работы с детьми. Свою работу я построила по трем направлениям: работа с детьми, работа с семьей и самореализация. По итогам диагностики я поняла, что детям не хватает знаний по данной теме.
В группе я создала патриотический уголок с символикой России, родного города, области, сделала подборку дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Формирование патриотических чувств начали с рассматривания уголка, беседы «Улица, на которой я живу», ходили на экскурсию в Горсад, на площадь.
Так же был приглашен сотрудник областной библиотеки с выступлением и показом фильма: «Малая родина моя» (история возникновения города кургана).
Так же мной было запланировано ознакомление с традициями русского народа (православные праздники).
Это проходило через использование видов фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Были проведены с детьми такие праздники развлечения, как святки, где дети гадали и играли в русские игры, масленица с угощениями и блинами.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Мы с детьми провели занятие на тему: «Ладушка в гостях у ребят». Где родители совместно с детьми подготовили генеалогическое древо. Целью его стало вызвать интерес к истории своего рода, и желание поделится этими знаниями.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, “Защитников Отечества”. Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник – день Защитника Отечества - считается всенародным. Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.
Развивать патриотические чувства нужно с малого- с любви к родному городу. Уральский край - богат своей историей, своими тайнами, своими мастерами и умельцами. Да, славится наш край своими писателями, да сказателями. В марте был проведен краткосрочный проект «Сказочное царство Л. И. Куликова». Целью было формировать нравственные ценности у детей через знакомство с творчеством Курганского писателя Л. И Куликова.
Так же был проведен проект «От зернышка до каравая».
Ведь в жизнь каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Актуальность проекта обусловлена еще и тем, что 10 ноября мы отметили 120- летие знаменитого хлебороба, нашего земляка – Т. С. Мальцева.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству” и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. К празднованию 70- летия победы совместно с родителями мы оформили стенд «Мы помним, мы гордимся», так же провели конкурс стихов «Победный май», и с детьми поставили сказку-быль «О трех сынах - молодых соколах».
Итак, делая вывод из всего вышесказанного, хотелось бы на этом закончить свою работу следующими словами : важность воспитания гражданственности огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача воспитателя, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом в котором он живет.