Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с родным краем»

Наталья Борисова
Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с родным краем»

Вид проекта: информационно-игровой.

Название проекта: «Формирование нравственно-патриотических у дошкольников через ознакомление с родным краем».

Подготовил: Борисова Наталья Владимировна, старший воспитатель.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106 «Кораблик» комбинированного вида города Чебоксары Чувашской Республики

Введение

Все начинается с детства, эта крылатая фраза как нельзя лучше раскрывает суть решения нравственно - патриотического воспитания. Еще В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.

Академик Д. С. Лихачёв отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков – это то, с чем ребёнок сталкивается каждый день. Важно познакомить детей с тем, что их город, село, лес, река, поле – частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольное учреждение развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам.

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.

Задачи:

1. Развивать нравственно-патриотические качества личности дошкольников через позитивное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду.

2. Формировать у детей представление о себе, своей семье, социальном окружении.

3. Формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной родного края.

4. Воспитывать уважение и чувство гордости с историческому и культурному наследию города.

Методы и формы работы:

1. Подбор и изучение методической литературы.

2. Пополнение «методической копилки» по ознакомлению дошкольников с родным городом: (сентябрь-май)

- картотека;

- разработки конспектов занятий, развлечений, анкет, опросников, схем, памяток для работы с детьми и родителями;

- разработка диагностики по нравственно-патриотическому воспитанию;

- разработка плана работы по ознакомлению с родным городом;

- разработка плана по ознакомлению с социальным окружением ДОУ.

Подборка и оформление консультативного материала для воспитателей и родителей.

3. Пополнение предметно-развивающей среды ДОУ: методическая и художественная литература, картины, иллюстрации, альбомы, дидактические игры, стенды. (сентябрь-май)

4. Разработка дидактических игр по ознакомлению с родным городом. (март)

5. Конкурсы детских рисунков и творческих работ: «Детский сад – наш дом второй», «Мамина улыбка»; изготовление макетов «Моя улица», «Мой город».

Ожидаемые результаты:

• систематизация знаний и представлений дошкольников о родном крае;

• повышение уровня познавательной компетентности воспитанников через использование эффективных технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных, проектных и модульных методов обучения.

• информатизация воспитательно-образовательного процесса за счет эффективного взаимодействия с социумом;

• накопление творческого инновационного материала по ознакомлению дошкольников с родным краем;

• увеличение количества родителей, удовлетворенных качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

План-график мероприятий

I этап – предварительный.

1) Изучение нормативно-правовой и методической литературы, которая позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.

2) Создание нормативно-правовой базы для работы по нравственно-патриотическому воспитанию на основе законодательных актов:

- Федеральный Закон – 273 от 29 декабря 2012 г «Об Образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

- Федеральный закон от 21.07.2005 № 98-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах в России»;

-Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года №50 "Об образовании в Чувашской Республике".

II этап – основной.

Работа с детьми

Работа с дошкольниками строится в форме путешествий по родному городу, где дети имеют возможность любоваться красотой города, учиться беречь и любить свою малую родину.

Название мероприятия Цель мероприятия

1 Экскурсии по родному городу

Знакомство дошкольников с понятием «малая родина», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением.

2 Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

Изготовление макета «Моя улица».

Формирование представлений о том, что у каждого человека есть домашний адрес – то место, где находится его дом.

3 Ознакомление с символикой России, Чувашской Республики, города Чебоксары. Воспитание любви к Родине, малой родине.

4 Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия» Ознакомление с обычаями и традициями русского народа

5 «Достопримечательности нашего города» Знакомство дошкольников с памятниками города.

6 "Если с другом вышел в путь.» Ориентирование на местности с помощью карты-схемы.

7 Посещение музея Гвардейского ордена Ленина Сталинградской армии в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Чебоксары

Обогащение знаний о Родине, знакомство с историей Великой Отечественной войны.

8 Древо моей семьи

Осознание ребенком себя как частицы, причастной к истории.

9 День защитника Отечества

Расширение представлений детей о Российской армии; воспитание чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости.

10 Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»

Развитие интереса к традиции празднования Дня 8 марта. Создание тёплых взаимоотношений в семье.

11

Климат родного края

Закрепление понятия о климате и его влиянии на природу.

12 Акция «Посади дерево» (в преддверии Дня Победы) Развитие у детей интереса к изучению природы родного края;

Воспитание в детях заботливого отношения к природе;

13 День Победы. Встреча с ветеранами.

Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

14 Военно-патриотическая игра

«Орлёнок»

Формирование нравственно патриотических чувств через игру.

15 «День России»

Закрепление знаний детей о России, расширение знаний о национальном богатстве нашей страны, о символике страны.

16 День российского флага

Знакомство с символическим значением флага России; воспитание любови и уважения к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.

Формирование патриотических чувств эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.

Взаимодействие с родителями.

Помощь в организации фотовыставки «Моё любимое место в городе»;

Консультация для родителей «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»;

Консультация для родителей «Воспитание маленького гражданина»;

Помощь в оформление альбома «История нашего города»;

Помощь в оформлении коллажей, макетов;

Участие в выставке работ, выполненных бабушками и мамами;

Участие в акции «Посади дерево»;

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Участие в он-лайн беседах; беседы «Беру пример», «Мамина (папина) работа».

Мастер-классы «Чудеса кулинарии», «Я - семья», «Наш выходной день».

На родительских собраниях педагоги отчитываются о проведенных мероприятиях, дают рекомендации с использованием информационно-коммуникационных технологий, разрабатываются буклеты для родителей. Родители знакомятся с лучшим опытом семейного воспитания.

Особенную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в нашем детском саду отводится специально организованной среде, что дает возможность детям познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, Чувашской Республикой, городом Чебоксары, а также с известными людьми, героями войны, труда, руководителями нашей страны и Республики и города.

В каждой группе организованы: мини-музеи «Мой край родной», «В память о Великой войне», «Люби и знай свой край».

В двух групповых помещениях имеется флагшток для поднятия флага, аудиозапись гимна РФ, Чувашии, города Чебоксары; стенд с государственной символикой; предметы народно-прикладного искусства; спортивная площадка; аудио–видеотехники; медиатека; подборка музыкального репертуара патриотического содержания; зоны для игровой, интеллектуальной и творческой самореализации: игры, книги; интерактивный кабинет «Смайлик», кабинет ОБЖ.

Воспитывая ребёнка на традициях исторических событий и достопримечательностях малой Родины мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

III этап – заключительный.

Оформление диагностической карты по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

В конце учебного года воспитатель, как результат работы, представляет педагогический опыт реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию как для родителей, так и для педагогов.

Оценка результатов.

Важным результатом является возросшая активность родителей в участии жизни детского сада, группы. У семей и воспитанников группы сформирована мотивация к предстоящему школьному обучению. Данные проведенной диагностики показывают, что уровень развития повысился:

у детей расширились знания о родном городе и местном крае, о их достопримечательностях, истории и символах. Дошкольники знают о том, что в нашем городе живут люди разных национальностей. Словарный запас, стал эмоционально окрашен. Дошкольники составляют большие по объему и более последовательные рассказы, улучшилась память.

Воспитанники неоднократно участвовали в городских, республиканских мероприятиях, занимали призовые места в творческих конкурсах.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем Очень часто в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жёсткие: «деградация общества»,.

Консультация «Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств посредством знакомства с родным краем» В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства.

Конспект НОД на тему «Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей» (старший возраст) Конспект НОД на тему «Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей» (старший дошкольный возраст)Конспект.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Ознакомление дошкольников с родным краем. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем - это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается.

Ознакомление старших дошкольников с родным городом и краем (из опыта работы) Полюбуйся полем этим- Славный будет урожай. Краше места нет на свете, Чем знакомый с детства край! В. Нестеренко Щедра и богата кубанская.

Парциальная образовательная программа по патриотическому воспитанию и ознакомлению дошкольников с родным краем Содержательный раздел 2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № Модуль/тема Объем ОД (в мин.) Способы реализации Виды.

Педагогический проект «Формирование интереса к природе через ознакомление с произведениями Н. Сладкова и В. Бианки» Целевая группа: - дети среднего дошкольного возраста, родители Масштаб проекта: - 3 месяца (февраль – апрель) Цель проекта: Формировать.

Проект по развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе приобщения к народному творчеству Пояснительная записка АКТУАЛЬНОСТЬ Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека.

Занимательные игры по ознакомлению дошкольников с родным краем Занимательные игры по ознакомлению дошкольников с родным краем Познавательная игра «Птичка» на развитие самоконтроля Игра проводится с.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с родным краем»
Опубликовано: 20 марта 2016 в 10:42
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Фотоотчет рисунков «Мы голосуем за мир на планете» в старшей группе
3 сентября День Солидарности в Борьбе с Терроризмом . В нашем детском саду прошли мероприятия посвященные этому дню. Родители и дети вместе приготовили...
Фотозарисовки «Мое знакомство с Парижем»
Продолжаю рассказывать вам, о своем хобби - путешествия. Есть города о которых сочиняют стихи, песни. Есть города в которые хочется вернуться....
Педагогический проект «Мы растем здоровыми»
Информационная карта проекта Продолжительность проекта краткосрочный, 1 месяц ( июль) Вид проекта информационно-творческий Тип проекта познавательно-игровой...