Бойцова Олеся Викторовна
Конспект логопедического занятия «День защитника Отечества»
Конспект логопедического занятия
«День защитника Отечества».
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение знаний об армии, представление о родах войск. Активизация и закрепление словаря по данной теме.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого слуха, закрепление навыка образования множественного числа существительных в именительном падеже, закрепление навыка образования существительного в дательном и родительном падежах, закрепление навыка согласования числительных с существительными, развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к Родине.
Оборудование: детские игрушки на военную тематику (танк, автомат, граната, бомба, собака, бутафория (штурвал корабля, бинокль, настоящий реквизит (матросская бескозырка, пилотка, военная фляжка, мешки для эстафет, полотно, мягкие тканевые гранаты, резинка- паутинка.
Предварительная работа. Разучивание стихотворений «Танкист», «На границе», «Моряк».
Ход занятия
1. Организационный момент. Вводная беседа.
23 февраля наш народ будет отмечать праздник День защитника Отечества. Слово Отечество произошло от слова отец, Отчизна, отчий дом, отчий край. Отечество- это наша страна. Защитники Отечества - это войны, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. В армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.
2. Знакомство с родами войск (расширять кругозор, словарный запас)
Погранвойска. (Пограничники). Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу.
Военно – морской флот. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде.
Военно – воздушные войска. Военно – воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя.
Сухопутные войска. В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами. Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.
3. Выразительное рассказывание стихов о военных. (Развитие общих речевых навыков.)
Логопед предлагает детям вспомнить стихи о защитниках Родины. Дети по очереди рассказывают их.
Танкист
Я сегодня был танкистом,
В танке мчался в поле чистом,
По оврагам, по холмам.
Управлял я танком сам.
Ничего, что это ящик.
Танк совсем как настоящий,
Я немного подрасту,
В армию служить пойду.
На границе
На ветвях застыли птицы,
Звезды в небе не горят.
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море, нашу землю
У границы сторожат.
Моряк
Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк.
Гордо реет на просторе
Наш родной российский флаг.
Логопед: Что же делают солдаты в армии в мирное время? (ответы детей)
Правильно, солдаты тренируются. Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы победить врага, солдаты и офицеры должны быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими. А чтобы стать такими, конечно, нужно тренироваться. Предлагаю и Вам ребята пройти сегодня «Курс молодого бойца». Для этого нужно быть сильными, ловкими, смелыми, умными, отважными. Вы готовы? (Ответы детей). Тогда для начала проверим, умеете ли вы выполнять команды. Встать в одну шеренгу, повернутся направо, налево. Далее задание усложняется.
4. Игра «Команды» (развитие общей моторики, дыхательное упражнение, задание на переключение, внимание, память):
«Граната» (присесть и прикрыть голову ладонями,
«Генерал» (отдать честь и прокричать «Ураааа!»,
Дыхательное упражнение «Генерал»
И. п. : ноги на ширине плеч, правая рука у виска. 1- вдох носом; 2 – на выдохе дети произносят протяжно «Ураааа!»,
«Враг на горизонте» (приложить ладонь ко лбу «козырьком»
«Вольно» (принимаем свободное расслабленное положение тела).
Повторить 3-4раза.
Логопед: А теперь проверим, как Вы умеете ползать. Упор лежа принять. Над уровнем пола в установленный допустимый размер натягивается резинка паутинка, она имитирует летящие пули. Дети должны пролезть под ней, держа игрушечные автоматы в руке, и на финальном рубеже выполнить артикуляционное упражнение «Дятел» («Пулемет») в сторону предполагаемого противника.
5. «Пулемет»
И. п. : Лежа на полу. 1-имитировать стрельбу из пулемета, вдох носом; 2- на выдохе произносить «Д-д-д-д-д»! Повторить 3-4раза.
Настоящий солдат должен быть не только сильным, ловким и смелым, но еще и умным. Согласны со мной? Тогда слушайте мои загадки на военную тематику.
6. «Загадки»:
Без разгона взлетает, стрекозу напоминает.
Завертит, закружит, в небеса улетит (вертолет);
Что за птица: песен не поет, гнезда не вьет, людей и груз везет (самолет);
Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд (ракета);
Ползет черепаха – стальная рубаха (танк);
Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою. (страну)
Брат сказал: "Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником -
Станешь. (пограничником)
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном. (корабле)
Самолет парит, как птица,
Там - воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат - военный. (летчик)
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик
Через несколько минут
Опустился… (Парашют)
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется. (танкистом)
Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота -
Ждет тебя, солдат,. (пехота)
Вновь пришла пора размяться вам друзья.
7. Пальчиковая гимнастика «Солдаты на параде»
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты! Дети сжимают и разжимают пальцы
Вот идут танкисты, потом артиллеристы, Дети идут маршируя.
А потом пехота-
Рота за ротой! Делают ритмичные хлопки.
Логопед: А теперь давайте представим, что нам нужно разведать план врага. Кто занимается этим? Правильно, разведчики! Главная их задача, обладать хорошей памятью и всё подмечать. Предлагаю и вам ребята в разведчиков поиграть.
8. Игра «Разведчики»
На столе размещаем различные предметы: детские игрушки на военную тематику (танк, автомат, граната, бомба, собака, бутафория (штурвал корабля, бинокль, настоящий реквизит (матросская бескозырка, пилотка, военная фляжка, накрытые полотном. На время даем детям возможность запомнить расположение всех предметов на столе. Затем дети закрывают глаза, а логопед убирает какой либо предмет или несколько. Дети открывают глаза и им задается вопрос: «Чего не стало?» Дети дают ответы, используя существительные в родительном падеже.
9. Игра с мячом «Кому что нужно?».
Логопед: Я буду показывать предметы и озвучивать их, а вы мне скажите кому они необходимы.
Штурвал, корабль, бескозырка - моряку.
Ружье, собака, бинокль -.
Танк, каска -. и т. д.
Или наоборот…
Логопед сообщает военную профессию, а дети должны сказать что нужно этому герою.
Танкисту нужен танк.
Десантнику нужен парашют.
Вертолетчику.
Артиллеристу.
Автоматчику.
Летчику.
Логопед: Обратите внимание, как много различных слов существует на военную тематику. Сейчас вам необходимо будет вспомнить эти слова и сообщить мне, но не просто так, а по одному и в порядке живой очереди.
10. Эстафета «Слова»
Дети делятся на команды, каждая из которых получает реквизит – мешок для прыжков. Ребенок надевает мешок на ноги, допрыгивает до логопеда и сообщает ему слово на военную тематику, затем прыгает обратно и передает эстафету следующему игроку.
В ходе данной игры происходит расширение и активизация словаря по выбранной теме.
Логопед: Друг познается в беде, а солдат в бою. Для боя нам нужны снаряды. Поролоновую игрушечную бомбочку получит лишь тот, кто сможет образовать множественное число от существительного, которое я назову.
11. «Игра «Один - много» (образование множественного числа существительного в именительном падеже) можно помогать словом они
Солдат – (они) солдаты
Летчик — (они) летчики
Вертолет — вертолеты
Танк — танки
Истребитель — истребители
Граница – границы
Пограничник – пограничники
Звезда – звезды
Орден – ордена
Моряк – моряки
Медаль – медали
Танкист – танкисты
Логопед: А теперь пришло время применить орудия боя.
12. Игра «Бой» (развивает общую и мелкую моторику)
Дети встают в две команды, между ними натягивается полотно. Задача – перебросить все бомбочки на противоположную сторону.
Логопед: Ну как, ребята, понравилась игра?
Размялись мы на славу - успокоиться пора.
И очень замечательно друзья, что победила у нас дружба.
Теперь же посчитать снаряды нужно…
13. Игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными)
Дети складывают игровой реквизит в полотно, собранное парашютом и хором считают:
Один снаряд, два снаряда., пять снарядов.
Одна бомбочка, две бомбочки, … пять бомбочек.
14. Итог занятия.
Логопед: Ну, что новобранцы! Вы прошли все задания и показали себя отважными ребятами! Давайте еще раз вспомним, какой скоро будет праздник? Кому посвящен этот праздник? Что нужно делать, чтобы стать похожими на них? Какие они — защитники Отечества?
«Мы солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты
Бодрым шагом мы идем.
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадешь.
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.
Вручение подарков, фото на память.