МААМ-картинки

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с родным городом.

ирина фоменко
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с родным городом.

Мой Белый город - ты цветок из камня,

Умытый теплым, солнечным дождем.

Как ветрами, овеян ты годами,

Как песня, в сердце ты живешь моем!

В последние годы идет переосмысление сущности нравственно - патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с родным городом,» размещена в разделах

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Белгородчины. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с Белгородом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живучим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Мы живем и работаем в маленьком, но очень красивом городе Белгороде, который любим и которым гордимся. Наш белгородский край богат своими обычаями, традициями, его населяет интересные люди. Нам необходимо помочь детям узнать, чем красив, богат край, который носит такое гордое имя, сформировать у детей уважительное отношение к людям труда; к истории, культуре, обычаем и традициям родного края.

В работе по ознакомлению с Белгородчиной мы решали следующие задачи:

- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).

- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

- Зажечь любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре, к родному краю.

- Показать самобытность русского народа, проявляющиеся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.

- Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.

- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

Чтобы реализовать эти задачи, мы придерживались следующего плана.

I раздел «Город, что сердцу дорог»

- Посещение Белгородского краеведческого музея.

- Экскурсия по улицам города (ул. Губкина, ул. Конева, рассказ о людях, чьими именами названы улицы.

- Рассматривание альбома «Наша малая Родина г. Белгород»

- Фотовыставка «Наш город сегодня»

- Знакомство с гербом и гимном нашего города.

- Посещение филиала детской библиотеки.

- Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии» (с приглашением родителей). Создание альбома о профессиях.

- Белгород – город воинской славы. Экскурсия по аллее героев в парке Победы.

- Знакомство с героями ВОВ (встреча с ветераном Варваровой Натальей Александровной).

- Посещение музея-диорамы «Курская дуга».

- Выставка детских работ «Мой любимый город».

- Встречи с художниками, писателями (встреча с Виктором Череватенко – доктором и поэтом).

- Создание в группе мини–музея Белгородчины.

II раздел «Природа Белогорья»

- Экскурсия в Архиерейскую рощу.

- Посещение Белгородского зоопарка.

- Посещение зала природы Белгородского краеведческого музея.

- Беседа о жизни животных и птиц в лесу (лиса, волк, заяц, лось, кабан).

- Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек.

- Экскурсия на станцию Юных натуралистов г. Белгорода, рассказ о заповеднике «Белогорье».

- Составление гербария растений детского сада.

Помимо разработанного плана при патриотическом воспитании дошкольников важно соблюдать следующие условия.

1. Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Белгороду должны передаваться детям.

2. Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

3. Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.

4. Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

5. Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе Белгорода, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. д.)

6. Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (масленица, пасха, и др.). Познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиции в области ремесел, песен, танцев и т. п.

7. Создание такой развивающей в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

Стоит отметить, что организация работы с родителями стоит на первом месте. Мы считаем, что на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в большей степени влияет семья. Поэтому нами разработан план работы с родителями по патриотическому воспитанию. Данный план был успешно реализован в ДОУ № 75.

План работы с родителями по Белгородоведению.

1. Консультации для родителей:

- «Промыслы Белогорья».

- «Знаменитые люди Белгорода».

- «Заповедник «Белогорье».

2. Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии».

3. Помощь в оформлении альбомов «Все работы хороши».

4. Совместные праздники и развлечения.

5. Участие родителей в организации и проведении экскурсий в музеи, в лес, на водоем.

6. Проведение игротеки «Игры наших бабушек и дедушек».

7. Альбом «Прогулки по городу».

Данный план может изменяться и дорабатываться, но обязательно нужно привлекать родителей к подобной работе.

Именно совместная работа семьи и ДОУ поможет воспитать поколение людей, любящих свой город, свою страну.

Список использованной литературы:

1. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

2. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина?- М. 2004.

3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. -2009.-№1.

4. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. -М. : Педагогика,2008.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с родным городом Растить гражданина-патриота нужно начинать с дошкольного возраста, Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат.

НОД «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» .

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольниковНравственно-патриотическое воспитание дошкольников Нравственно-патриотическое воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" Заместитель заведующего по МВР Т. А. Борисова, МБДОУ.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Дошкольное детство - важнейший период становления личности. В это время закладываются.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 40 «Солнышко» Педагогические чтения.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с ЗПРНравственно-патриотическое воспитание дошкольников с ЗПР В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и проекта Стратегии развития воспитания.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным городом» «Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа,.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с русской народной игрушкой матрёшкой Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья» Кемеровская область Юргинский городской округ Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с родным городом.
Опубликовано: 17 сентября 2016 в 15:43
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД