Елена Суворова
Опыт работы по теме «Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСОГО ОПЫТА
воспитателя Суворовой Елены Ивановны
по теме "Воспитание духовно - нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность ".
Публикация «Опыт работы по теме „Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его назначение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Мы живём в эпоху экономических и социокультурных изменений в мире.
К сожалению, часто материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии и великодушии, доброте и справедливости, гражданственности и патриотизме. Детство современных детей очень отличается от детства их родителей и тем более от детства их бабушек и дедушек. Современные дети часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю, мало знают об особенностях народных традиций, истории своего города, страны. Часто встречается эмоциональная, волевая и духовная незрелость молодых людей.
Проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения стала очень актуальной.
В содержании ФГОС ДО отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье.
Как же вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать, созерцать и ценить красоту окружающего мира, природу родного края; гражданина, знающего историю и культуру своей страны?
Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут, поэтому в своей работе я стараюсь использовать наиболее интересные и результативные формы работы, связываю воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребёнка, духовно-нравственное и патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является формирование духовно- нравственных и патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности. Целью педагогической деятельности является воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан, патриотов своей Родины.
Для достижения этой цели необходимо решение задач:
• обеспечение необходимых материально-технических условий: наличие пособий, художественной литературы для детей, создание развивающей среды в группе, организация целевых прогулок, экскурсий;
• формирование чувства привязанности к своей семье, близким, к своему дому, детскому саду, друзьям;
• формирование у детей чувства любви к родному городу, родному краю на основе приобщения к природе, культуре, традициям малой родины;
• формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
• воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
• воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Теоретическая база опыта.
Дошкольное детство- важный период для становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. формируются первые представления об окружающем мире, обществе, культуре. В дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Его чувства - это его отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. К концу дошкольного детства чувства чаще становятся мотивами поведения ребёнка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества. Дошкольник постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребёнком. Эталоны выступают в качестве взаимосвязи добра и зла. Нравственное развитие зависит от того, насколько развита у ребенка способность соотносить свои действия с этическими эталонами.
Дошкольный возраст - возраст формирования основ личности. Для того чтобы сформировать социальные чувства, надо научить ребенка быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным в любом своём маленьком деле, видеть красоту вокруг себя. Базой патриотического воспитания является нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание. В процессе разносторонней деятельности зарождается основа гражданско-патриотических и духовно-нравственных чувств.
В своей деятельности по формированию духовно-нравственных и гражданско-патриотических чувств опиралась на пособие Зеленовой Н. Г., Осиповой Л. Е. "Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. "; Алёшина Н. В Ознакомление с окружающим. ; Алешина Н. В. Патриотическое воспитание. ; Вострухина Т. Н. Знакомим с окружающим миром. ; Мулько. Социально-нравственное воспитание. ; Поляков Т. В. Знакомим с малой родиной, и др. .
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
В своей работе я основываюсь на следующие принципы:
• принцип личностно-ориентированного общения;
• принцип тематического планирования материала;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип занимательности;
• принцип деятельности;
• принцип интеграции содержания образования;
• принцип патриотической направленности;
• принцип учета этнокультурной ситуации развития детей;
• принцип сотрудничества детского сада и семьи.
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Предполагаю, что использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания наиболее приемлемо для старших дошкольников, так как он сочетает интересы всех участников проекта.
Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей.
В группе была создана предметно – развивающая среда патриотической направленности:
- оборудовали центр «Моя Родина - Россия»; Мини музей; постоянные выставки "Предметы быта" и "Народная игрушка".
- подобраны и разработаны пособия и дидактические игры, а так же литература для детей по данному направлению;
- совместно с детьми оформили папки для рассматривания: "Мой любимый город", "Моя Родина", "Мордовский заповедник" и другие;
Многие этапы деятельности находятся в стадии разработки. Так же предполагается общение с педагогами и детьми других регионов России.
Анализ результативности.
Над данной темой я работаю 6 месяцев (с сентября 2016г). На данном этапе работы над темой мной была изучена теоретическая литература по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников, организации проектной деятельности и её использованию в работе с детьми дошкольного возраста. В группе постаралась создать условия для наиболее полного раскрытия возможностей каждого ребенка; обеспечить разнообразие детской деятельности: игры, общения со взрослыми и сверстниками, предметной, изобразительной, музыкальной; постаралась создать эмоционально-комфортную обстановку и благоприятную среду для его позитивного развития. Подобрала литературу для детей по данному направлению, совместно с детьми и родителями оформили наглядный материал. Разработала пособия по ознакомлению с мордовскими народными играми, по ознакомлению с устным народным творчеством, разработала дидактическую игру по ознакомлению с родным городом.
Работа не закончена, проект находится на стадии разработки.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
"Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса" (Н. Е. Веракса).
Проектная деятельность необходима воспитанникам для формирования универсального умения решать различные проблемы. Реализация должна осуществляться через все виды детской деятельности и включать в себя как совместную деятельность детей и взрослого, так и самостоятельную деятельность детей, предполагает сотрудничество с родителями.
Педагогу обратившемуся к методу проектов, следует учитывать:
• большинство проектов требует тщательной подготовки;
• применяется индивидуально - ориентированная система организации работы;
• поиск новых нестандартных подходов к образовательному процессу;
• продуктивное взаимодействие с родителями;
• взаимодействие со специалистами для оказания помощи;
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность может быть распространен среди педагогов дошкольных образовательных учреждений.