Получи документы

Формирование гражданско — патриотических чувств и представлений у старших дошкольников методом проектной деятельности

Ольга Фролова
Формирование гражданско — патриотических чувств и представлений у старших дошкольников методом проектной деятельности

Формирование гражданско – патриотических чувств и представлений у старших дошкольников методом проектной деятельности «Росиночка - Россия».

Публикация «Формирование гражданско — патриотических чувств и представлений у старших дошкольников методом проектной деятельности» размещена в разделах

Дошкольное детство – пожалуй, самый важный период становления личности человека, именно в этот момент закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления у детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте непосредственно – эмоциональное восприятие мира доминирует над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

Проблема гражданско – патриотического воспитания дошкольников остается актуальной и в настоящее время.

Цель работы в данном направлении - воспитать в детях любовь к родной земле, сформировать у них положительные черты характера, чувства и представления, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны. Воспитывать любовь и уважение к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения народа своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Одним из важных этапов по воспитанию основ гражданственности у дошкольников явилось комплексно – тематическое планирование работы в данном направлении педагогами в соответствии с ФГОС ДО, с учетом интеграции образовательных областей. Особое внимание уделили и установлению тесного и плодотворного взаимодействия педагогов и родителей детей, так как значение семьи в формировании гражданственности сознания и патриотического поведения ребенка невозможно переоценить. Родители стали первыми и основными воспитателями детей и коллегами для педагогов детского сада. Работа строится по принципам взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу [2].

В работе мы используем разнообразные методы и приемы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника, дети - активные участники разнообразных видов детской деятельности. Основы толерантности и гражданской позиции закладываем у дошкольников во время бесед, в непосредственно – образовательной деятельности, через восприятие художественной литературы и ознакомление с декоративно – прикладным искусством; в совместной и самостоятельной игровой деятельности (народные подвижные, дидактические и сюжетно – ролевые игры и др.). Через проведение целевых прогулок и экскурсий: в частности посещение библиотек города, музея краеведения, культурно – досуговую деятельность (праздники, досуги, развлечения, организацию и участие в фотовыставке и галерее творческих работ в детском саду совместно с родителями воспитанников; организации встреч с ветеранами и др.

Участниками проектной деятельности стали воспитанники подготовительной группы комбинированной направленности (дети с ОВЗ, педагоги, родители. Информационно – практико - ориентированно – творческий проект реализовывался на протяжении учебного года. Работа по проекту строилась поэтапно, по комплексно – тематическому плану. Идеей проекта стало : создание условий для развития интереса, познавательных и творческих способностей детей, развитие коммуникативных навыков в процессе ознакомления с историей, культурой и традициями народов России, вовлечение детей в активную гражданско – патриотическую деятельность.

Возникшая проблемная ситуация позволила определить проблему с использованием «модели трёх вопросов».

Проблемная ситуация: Дети рассматривают иллюстрации с изображением травы, росы на цветах, картинки полей и лесов, рек. Педагог предлагает ребятам придумать похожие слова, слова - рифмы к словам: «роса», «росинка», «росиночка». Затем просит их рассказать об ассоциациях, которые возникли. Возникает слово ассоциация «росиночка» - «Россия», слова похожие по звучанию, с похожей частью слова.

Проблема: А что мы знаем о России? Недостаточные представления о России. «Модель трёх вопросов» : Что мы знаем о России? Что мы хотим узнать? Как, где и с помощью чего мы можем узнать о России?

Цель проекта : сформировать интерес, представления об истории нашей Родины, города, историческим событиям, традициям и праздникам, культурным ценностям.

Задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, городу, Родине; развитие чувства ответственности и гордости за свою страну; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям и праздникам; способствовать развитию творческих, познавательных способностей; развитие творческого воображения, мышления;

развитие навыков обобщать и анализировать; развитие коммуникативных навыков; речи; развитие памяти; обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» : Беседы: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город – моя малая Родина», «Славься Россия, чудо - мастерами», «Достопримечательности нашего города», «Чем богат наш край», «Герб города», «Символика РФ», «О русских народных промыслах» [1].

Беседа, совместное рассматривание, чтение журналов о традициях народов России, костюмах. Целевая прогулка по микрорайону В–1 (Восточный). Интегрированная образовательная деятельность : «Моя семья и родственники», «История ложки», «Жигули Вы мои, Жигули», «Символика нашей РФ», «Мой родной, любимый Жигулевск!». Экологическая акция: «Покормите птиц зимой!». Самостоятельная познавательная деятельность детей. Викторина «Мы - Россияне».

«Социально – коммуникативное развитие» : Составление рассказов по фотографиям. Составление сюжетного рассказа «Строим дом». Творческое задание: «Если бы ты стал мэром нашего города, что бы ты изменил?». Ситуативный разговор «О чём рассказывают гербы городов» [1]. Творческие рассказы детей «О чём рассказывает герб твоей семьи?» Игра «Экскурсия», «Волшебный сундучок» (загадывание и отгадывание загадок по предметам). Д/и «На какой улице живёшь?»; «Как город дышит?»; «Что происходит в городе в разное время суток»; Игровое упражнение «Самый внимательный горожанин». Д/и «Государственные символы России» [6], [9], [8],. «Символы России».

«Художественно-эстетическое развитие» : Коллективная творческая аппликация: эмблема «Росинки» (придуманная детьми). Рисование «Строители строят новый дом»; «Дом, в котором я живу», «Город глазами детей». Рисование по замыслу (оформление коллективного альбома) «С чего начинается Родина?» [7]. Рисование «Город вечером», «Папа/мама гуляют с ребёнком в сквере» [4]. Аппликация «Кудрявые деревья» [7]. Декоративное рисование «Ложка - точёная, ручка - золочёная» авторский конспект. Лепка и аппликация: «Порхающие цветы» или «Эти удивительные бабочки», авторский конспект. Декоративное рисование «Матрёшки».

Изготовление макетов (совместно с родителями и воспитателями) «Город дошколят», «Наш город Жигулёвск». Коллективное конструирование города будущего из напольного конструктора. Исполнение вокально – хореографической композиции «Росиночка - Россия» в мини проекте «Мой родной, любимый Жигулёвск». Танцевально – музыкальное творчество: «Росиночка - Россия», «Самарский колокольчик» (участие в городском фестивале «Весёлые нотки»). Вокальная композиция песня «Гришенька и Вишенки» (городской конкурс частушек). Слушание песен о России.

Праздник «Традиции и праздники русского народа». Развлечение «Народные посиделки».

«Физическое развитие» : Пальчиковая гимнастика «На горе построим дом…», «Раз, два Москва», координация речи и движения «Берёза». Комплекс ОРУ «Родной край» [3]. П/и народные «Гори, гори, ясно…», «Петушиный бой», «Весною в городе», игры малой подвижности «Иванушка у камушка», «Найди пару», «Прогулка» [3]. Участие семей в городских спортивных соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья», среди детских садов города Жигулёвска.

«Восприятие художественной литературы» : Чтение и заучивание стихов о городе. Знакомство с Жигулёвской сказкой, легендами и преданиями Жигулей. Чтение книг о России [5]. Стихотворение Александровой З. А. «Родина» [10]. Баруздин С. А. «Страна, где мы живём» [10]. Лебедев – Кумач В. «Широка страна моя родная», П. Воронько «Лучше нет родного края».

Тесное взаимодействие и сотворчество с родителями позволило создать:

Фото экспозицию в детском саду «Достопримечательности города», выставку творческих работ (рисунки, коллажи, с сочинениями детей с ОВЗ «Край родной, любимый город», семейных гербов. Изготовлены костюмы к вокально – хореографическим композициям «Росиночка - Россия», «Гришенька и Вишенки» по собственным эскизам.

Участие в проекте позволило сформировать у детей первичные представления о своей стране, о своей малой родине, о народах населяющих Россию, о символике России, о своём народе, традициях и праздниках, талантах и трудолюбии русского народа. Дошкольники придумали и изготовили эмблему проекта «Росинки». Стали победителями: фестиваля детского творчества «Весёлые нотки», заняли 1 место, выступив с вокально – хореографической композицией «Росиночка - Россия»; конкурса частушек "Скоро вишня расцветёт" VI городского праздника "Вишня в Жигулях" в рамках XI Поволжского народного фестиваля русского песенного творчества "Расцвела под окошком белоснежная вишня», заняли 2 место с песенкой «Гришенька и Вишенки». Изготовили «макет» своего города, дети - участники городского конкурса рисунков – открыток «Поздравь Ветерана», участники экологической акции «Покормите птиц зимой!» Национального парка Самарская Лука, в рамках всероссийского движения «Марш парков».

Данные диагностики на начало и конец работы по проекту показывают положительную динамику в формировании основ гражданской позиции и развитии нравственно – патриотических чувств у дошкольников. По результатам проекта сформированы интегративные качества ребенка: любознательность, активность; эмоциональная отзывчивость; творчество; коммуникабельность; способность управлять своим поведением и умением планировать; способность решать адекватные возрасту задачи и проблемы; сформированность первичных представлений о себе, семье, городе, природе, государству (традициях и культурных ценностях) и принадлежности к нему.

Воспитание патриотических чувств и представлений - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы по гражданско - патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Список источников и литературы:

1. Виноградова Н. Ф. Моя страна Россия: [Текст] пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова. – М. : Просвещение, 2005. - 95 с. : ил.

2. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России [Текст] : Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2006 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004. – 184 с.

3. Кириллова Ю. А. Комплексы упражнений и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических игр (ОНР) с 3 до 7 лет [Текст] Старшая и подготовительная к школе группы. СПб. : Детство – Пресс, 2008. - 432 с.

4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]. М. : Просвещение, 1991. – 176 с.

5. Кудрявцева Т. А. Я живу в России! : [Текст] Кн. для семейного чтения/ Т. А. Кудрявцева. – М. : Просвещение; СПб. : СпецЛит, 2001. – 143 с. : ил.

6. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… [Текст] (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.-72 с. : ил.

7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду, подготовительная к школе группа. [Текст] Планирование, конспекты, методические рекомендации, ООО ИД «Цветной мир», 2011. – 208 с.

8. Методические рекомендации к комплекту из 5 книг «Моя Родина - Россия» [Текст] Для занятий с детьми 5-7 лет. М. Школьная пресса, 2009. – 72 с.

9. Ривина Е. К. Государственные символы России: [Текст] Материалы для занятий с детьми дошкольного возраста. – 2-е изд. испр. и доп. –М. :АРКТИ,2009. – 128 с.

10. Хрестоматия по детской литературе. [Текст] М. : Просвещение; 1988. – 464 с.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

в подготовительной группе на тему: «Мой родной, любимый Жигулевск!»

Цель: Закрепить и расширить имеющиеся представления детей о родном городе Жигулевске.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» : сформировать у детей представления о родном городе, расширить имеющиеся представления о его достопримечательностях, предприятиях, о природных богатствах национального парка «Самарская Лука» и заповедника. Познакомить детей с гербом города.

Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира в процессе реализации педагогических форм (работа с картой, просмотр видеозаписи, через фотовыставку, через игры) развивать память, мышление, внимание, восприятие.

«Коммуникативное развитие» : формировать умение вести беседу, излагать свои мысли, выслушивать других.

«Социально – коммуникативное развитие» : задача: воспитывать любовь к родным местам и бережное, заботливое отношение к природе Жигулей, окружающему нас миру. Формировать чувство ответственности за свою «Малую Родину»; стремление самим принять участие в жизни города. Воспитывать чувство ответственности за свой город.

Материалы и оборудование: ТСО: видеозапись о городе; видеомагнитофон; иллюстрации, открытки, фотовыставка; выставка рисунков «Мой любимый город» и «Герб моей семьи», карта национального парка «Самарская лука»; научные книги энциклопедического содержания.

Словарь: заповедник, достопримечательность.

Предварительная работа : просмотр видеозаписи; беседа о родном городе, о его достопримечательностях, предприятиях; рассматривание иллюстраций, открыток, чтение книг, изготовление макета города.

Ход:

Воспитатель спрашивает, как называется город, в котором мы живем.

Ребенок читает стихотворение:

«Городов нет на свете милей,

Чем мой город у гор Жигулей.

Свежесть парков тенистых аллей

Шум березовой рощи моей».

Воспитатель предлагает ребятам отправиться в путешествие по родному городу.

Воспитатель: Какой самый главный праздник у нашего города?

Когда он образовался?

Сколько лет ему исполнилось? Ответы детей.

Просмотр видеозаписи о городе. Беседа об увиденном.

Воспитатель предлагает рассмотреть место на карте, где расположен Жигулевск (у подножья горы Могутовой среди Жигулевских гор).

Предлагает вспомнить стихи о главной достопримечательности города реке Волге.

1. Я любуюсь красавицей Волгой, 2. Величавы волжские утесы

Как сливаются с ней берега. Волга с морем шепчутся в тиши.

Летом зелень ее украшает, Нежным плеском серебрятся плесы

А зимой покрывают снега. До чего же Жигули вы хороши!

Дети рассматривают герб города и рассказывают, что на нем изображено и что обозначает (в центре зеленая гора-это наши жигулевские горы. Они выражают мужество, здоровье, природу. Вверху жар-птица, она обвивает гору. Это река Волга, которая расположена среди Жигулевских гор).

Воспитатель обращает внимание детей, что гербы бывают разные.

Рассмотреть выставку «Герб моей семьи» изготовленную детьми совместно с родителями.

Задает вопросы детям о том, чем же уникален и знаменит наш край?

Это национальный парк «Самарская Лука» и заповедник. Показать их на карте.

Воспитатель: Чье имя носит заповедник? Почему созданы национальный парк и заповедник?

Дети танцуют танец «Росиночка-Россия».

После музыкальной паузы воспитатель приглашает детей посетить фотовыставку «Мой любимый город». Дети рассматривают фотографии и рассказывают о своем любимом месте в городе.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Отгадай, что лежит в сундучке».

Правила игры: нужно отгадать загадку и назвать предприятие, которое это производит.

1. Это сладкое, вкусное завернуто в фантик? (конфета)

2. Это твердое, серого цвета используют в строительстве? (щебень)

3. Мягкий, вкусный, главный продукт, который всегда присутствует на столе? (хлеб)

4. Светит, но не греет. Похожа на грушу, но нельзя съесть. (лампочка)

5. Этот прибор нужен для того, чтобы завести машину? (аккумулятор)

Следующая игра «Кто больше улиц города назовет».

Ребенок читает стихотворение:

«Если ты побывал в Жигулевске

Остаются с тобой навсегда

Утопающий в зелени город

Окружающих гор красота»

Воспитатель подводит к тому, что главным достоянием города являются люди, которые трудятся на разных предприятиях.

Воспитатель предлагает разделиться на группы и построить город будущего из крупного строительного материала. Дети рассказывают, что они построили и обыгрывают свои постройки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через взаимодействие с семьями воспитанников В данной статье автор описывает детско- родительский проект, созданный для воспитания нравственно – патриотических чувств дошкольников.

Анализ педагогической деятельности по воспитанию патриотических чувств у дошкольников Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания. Задачи и цели по воспитанию.

Формирование гражданско-патриотических чувств через приобщение к истории и культуре России «С чего начинается Родина?» (из опыта работы) Митюшина М. Е., воспитатель МБДОУ д/с № 61 «Малышок» г. Ставрополя Гражданско-патриотическое.

Формирование патриотических чувств у дошкольников.Формирование патриотических чувств у дошкольников. Хочу поделится опытом работы по формированию патриотических чувств у дошкольников. Каждый год мы тщательно продумываем и реализовываем план.

Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы) В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить. патриотов.

Из опыта работы «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем» Из опыта работы. «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем. Тема моего опыта «Воспитание.

Консультация для родителей «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста» Что такое патриотическое воспитание?[/b] Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто.

План по самообразованию старшего воспитателя на тему «Формирование патриотических чувств у дошкольников» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 1. Ф. И. О. педагога Конониренко Марина Вениаминовна 2. Должность, образование старший воспитатель, образование высшее.

План работы по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников. Актуальность темы. Дошкольный возраст — пора интенсивного становления личности.

Экологическое воспитание дошкольников методом проектной деятельности. 1 слайд Экологическое воспитании детей дошкольного возраста методом проектной деятельности. 2 слайд Не смотря на то, что мы живём в сельской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование гражданско — патриотических чувств и представлений у старших дошкольников методом проектной деятельности
Опубликовано: 21 марта 2017 в 09:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД