Оксана Шатравина
Экологическое воспитание дошкольников методом проектной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Экологическое воспитании детей дошкольного возраста методом проектной деятельности.
2 слайд Не смотря на то, что мы живём в сельской местности, дети очень мало общаются с природой, а свободное время всё больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников методом проектной деятельности,» размещена в разделах
Я считаю, что очень важно ещё с дошкольного возраста помочь ребёнку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить её, уважать, вызвать желание общаться с ней.
3 слайд Я провела ряд наблюдений за детьми на занятиях и в повседневной жизни, во время труда по уходу за растениями, анкетирование родителей на предмет экологического воспитания в семье.
4 слайд Применила диагностику по методике Светланы Николаевны Николаевой и диагностику по методике Ольги Анатольевны Соломенниковой которая включает в себя: контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей мира животных, растительного мира, неживой природы;
контрольные задания для определения уровня отношения к миру природы.
5 слайд Проанализировав анкеты родителей которые дали мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с детьми и проанализировав диагностику я сделала вывод, что не во всех семьях имеются домашние животные, что экологическим воспитанием родители практически не занимаются. Не все читают детям произведения о природе, а отдыхая на природе не рассказывают, не наблюдают за природными объектами. Собственно представления родителей о нём ограничиваются тем, что «Нельзя мусорить на улице», «Свежий воздух полезен для здоровья».
Дети допускали ошибки при распределении представителей животного мира по видам, допускали незначительные ошибки в названии видов растений: деревья, кустарники, цветы.
6 слайд Чтобы добиться высоких результатов в познании экологии, я изучила литературу Вераксы Николая Евгеньевича; Вераксы Александра Николаевича; Николаевой С. Н., Комратовой Надежды Георгиевны., опыт работы коллег и выбрала тему «Экологическое воспитание дошкольника методом проектной деятельности».
7 слайд Целью моей работы является: Содействие развитию у ребёнка основ экологической культуры методом проектов.
Задачи:
1. Расширять представления об окружающей среде и способах правильного взаимодействия с растениями и животными;
2. Развивать у детей познавательный интерес к природе, наблюдательность, творческое воображение.
3. Формировать модели экологически грамотного поведения в природе.
4. Привлекать родителей к активному участию в экологическом воспитании.
8 слайд Экологическое воспитание методом проектной деятельности актуально и очень эффективно:
Это метод идущий от детских потребностей и интересов, он позволяет организовать работу по экологическому воспитанию, ориентируясь на значимые для ребёнка темы;
Проектная деятельность развивает личностные качества ребёнка.
Участие в проектах помогает детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками образовательного процесса, проявить индивидуальность. А также позволяет сделать жизнь в детском саду разнообразной и интересной.
9 слайд Экологическое воспитание дошкольников методом проектной деятельности осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт, развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения детей, что стало особенно актуально в условиях введения ФГОС.
Проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада;
10 слайд Предполагаемый результат:
• приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру; расширение кругозора воспитанников;
• развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей;
• воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе;
• появления желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сплочение детского коллектива;
• вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада;
• объединение педагогического коллектива в работе над проектом;
• создание на территории и в помещении детского сада предметно-развивающей среды, которая научит понимать окружающий мир;
• формирование осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
• приобретение знаний об особенностях природы родного края и его обитателях;
• воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что- то новое.
11слайдВ экологическом воспитании дошкольников методом проектной деятельности я использую следующие образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, физкультминутки, динамические паузы);
Развивающие технологии (подвижные игры и дидактические игры);
Личностно-ориентированные технологии взаимодействия педагога с детьми, родителями (беседы, экскурсии, наблюдения, НОД);
. экологические праздники;
информационно – компьютерные технологии (компьютер, магнитофон, мультимедийный проектор).
12 слайд Экологическое воспитание дошкольников методом проектной деятельности проходит в несколько этапов:
Первый этап – подготовительный:
. выбор темы исходя из интересов и потребностей детей;
. определение цели и задач…
.подбор методической и художественной литературы;
.разработка занятий и бесед по данной теме, распределение ролей;
. работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
13 слайд Второй этап– образовательный
На этом этапе работы я проводила с детьми занятия по экологическому воспитанию, ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой. Проводила беседы, экологические игры и развлечения, читала экологические сказки. Вместе с детьми ухаживали за комнатными растениями, занимались посадкой овощей и цветов,занимались художественным творчеством (лепка, аппликация, рисование, делали поделки из природного материала.
14 слайд К работе с детьми подключила родителей. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем воспитать экологически – грамотного человека. Для этого я провела доклад «Экологическое воспитание детей в детском саду и повседневной жизни». Посоветовала родителям дома с детьми делать зарисовки, рассматривать картины и иллюстрации,а так же посмотреть телевизионные передачи о природе. В уголке для родителей постоянно обновляется информация по ознакомлению детей с природой :«Ребенок и природа», «Природа –наш дом»; Так же проходит совместный труд в природе, конкурс поделок из природного материала;
15 слайд Третий этап – заключительный:
. оформление результата проекта в виде презентации.
. организация и участие родителей в выставках, изготовлении поделок;
16 слайд. Проведение итогового мероприятия – праздника;
17 слайд Я предлагаю вашему вниманию несколько проектов по экологическому воспитанию дошкольников, которые были успешно реализованы:
Экологический проект : «Зимующие птицы»
18 слайд Экологический проект : «Лук – зелёный друг».
19 слайд Экологический проект : «Мы фасоль сажали, урожая ждали.
20 слайд Экологический проект : «Люблю берёзку русскую».
21 слайд Повторная диагностика по экологии показала : высокий 65%, средний 30%., низкий 5%.
22 слайд При сравнении с первым этапом исследования мы видим значительные улучшения:
. сформированы начала экологической культуры у детей
. возросло осознанно-правильное отношение к природе, экологическое мышление.
. дети проявляют интерес и эмоционально выражают своё отношение к животным, птицам, насекомым, растениям.
. у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
. возросло понимание изначальной красоты живой природы
.возрос уровень познания о природе, об окружающем мире, умение сосредоточиться на том, что говорит и показывает педагог.
. дети более заинтересованы на занятиях, стали целенаправленно подходить к решениям заданий.
. Тесно работая с воспитателями у родителей также повысился уровень экологической культуры. Родители с радостью озеленяют группу, участок, с удовольствием участвуют в конкурсах о природе.
23 слайд Конкретные результаты
Подводя итоги моей работы, хочется отметить, что проводилась она не зря. Дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они более внимательно относятся к животным и птицам, деревьям и растениям. Любят дежурить, с удовольствием ухаживают за комнатными растениями.
Расширился кругозор, сформировались нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, коллективизм).
Обогатился и активизировался словарный запас детей. Дети стали по другому относятся к зелё ным насаждениям: как я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле неподобающе. Также дети принимают активное участие в высадке растений, с удовольствием следят за ростом своей изгороди. Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны, что от того как человек будет беречь, любить и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Экологическое воспитание дошкольников методом проектной деятельности позволило вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям, а дети в свою очередь стали активнее включаться в проект вместе с родителями. Ведь результативность проектов с участием родителей намного выше.
24 слайд Как сказал Василий Александрович Сухомлинский….
.«Человек стал человеком, когда услышала шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение жаворонка в бездонном летнем небе, шуршание вьюги за окном, ласковое плескание воды и торжественную тишину ночи, - услышав и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни»
В дальнейшем, я так же планирую продолжить свою работу «Экологическое воспитание дошкольников методом проектной деятельности», стараясь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
25 слайд Спасибо за внимание