Ирина Апликаева
Экологическое воспитание и развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема экологического воспитания и развития дошкольников является одной из самых актуальных в современном образовании. Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда родители и воспитатели могут внести значительный вклад в становление нравственных компонентов базовой культуры ребенка. Одним из основополагающих средств нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Развитие экологической культуры начинается с раннего детства, поэтому становится особенно важной задача экологической подготовки детей
Публикация «Экологическое воспитание и развитие дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
дошкольного возраста. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она простая и ясная, опирается на опыт и знакомые для них образы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Например, Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психо-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева и др.)
Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада.
Для организации работы по экологическому просвещению дошкольников используется большое разнообразие форм. В первую очередь, это игры экологического характера и чтение книг, вовремя которых у детей развивается познавательный интерес. Важным делом, в котором учувствуют дошкольники и их родители на протяжении всего учебного года, является изготовление экземпляров книг «Животные в картинках», «Растения нашего края». Для этого после прочтения каждого рассказа воспитатель распечатывает детские рассказы, а дети рисуют иллюстрации к его содержанию. К каждому рассказу может быть приложено несколько рисунков, интересно рассказывающих его содержание. В конце года на празднике посвящения в юные натуралисты дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы. Дети и родители поощряются грамотами. Обучение детей осуществляется с помощью словесных, наглядных, практических методов. При этом используются наблюдения, просмотр презентаций, беседы, дидактические и театрализованные игры, опыты, работа с природным материалом.
Не менее важной формой организации экологического образования в детском саду являются экскурсии и прогулки совместно с родителями. На экскурсиях дети знакомятся с растениями и насекомыми, с условиями их жизни. Во время прогулок систематически проводятся наблюдения за отдельными предметами природы, организуются беседы и игры. Но ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому основным методом экологического воспитания мы используем игровые ситуации. В процессе игры выражается отношение ребенка к действительности, она позволяет ему активно действовать, способствует его развитию. Для осуществления экологического образования используются подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые или театрализованные и другие виды игр.
В группе детского сада с детьми проводятся различные мероприятия совместно с родителями: развлечения, КВН «Обитатели нашего уголка природы», что позволяет уточнять виды растений и животных, которые имеются в уголке природы. Формируется представление: растения и животные – живые существа, у них есть потребность в определенных условиях: для растений – тепло, свет, вода, питательная почва; для животных – их пища, вода, место, где они строят гнездо, отдыхают. Если условия соответствуют потребностям, то растения и животные остаются живыми, хорошо себя чувствуют, растут и приносят потомство. Обитателям уголка природы условия жизни создают люди (воспитатели, дети, они заботятся о них, ухаживают. В свою очередь, и людям полезно для здоровья находиться в помещении, где много зеленых, цветущих растений, красивый аквариум, поющие птицы. В заключение воспитатель обсуждает с детьми организацию дежурства в уголке природы. Работа в уголке природы – это создание хороших условий для живых существ, жизнь которых целиком зависит от людей.
Воспитатель с детьми вместе рассматривают рыб в аквариуме, определяют условия для их нормальной жизни: много воды (ее надо регулярно доливать и менять, чистые стекла, чтобы проходил свет, регулярное кормление по мерке.
Создание хороших условий для братьев наших меньших есть создание комфорта, уюта и для себя.
На участке детского сада много деревьев (сосны, березы, ели). Благодаря этому дети ежедневно на прогулках могут наблюдать за птицами (воробьи, сороки, вороны). Дети изучают, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц. Дети узнают и выполняют основное правило наблюдения. Оно гласит так: хочешь рассмотреть птицу, узнать о ее повадках – научись вести себя тихо, не кричи, не делай резких движений, не подходи близко! Благодаря этому время наблюдения увеличивается.
Ежегодно стараемся проводить экологические акции «Помоги дереву», закладывать глиной или пластилином места слома веток – ранки. Дети знают, что, если ранку не замазать, в нее попадут микробы, дерево заболеет, начнет сохнуть. Проводить рыхление почвы вокруг деревьев и кустов, что бы им легче дышалось, готовить кустарники к зиме, подвязывать ветки. Каждую зиму проводить акцию «Птичья столовая». Собирать крупу, делать кормушки. Конкурс семейного творчества «Птичья кормушка» (на самую оригинальную кормушку) стал традиционным. Каждую весну воспитатель совместно с родителями проводит «День древонасаждения». Ребята вместе с взрослыми высаживают саженцы деревьев, кустарников.
Кроме этого дети вместе с родителями принимают активное участие в творческих конкурсах в детском саду: «Дары осени»; «Осенние причуды», «Зимушка – волшебница», «Зимняя сказка», «День Земли», «День защиты животных» и т. д. Эта совместная работа сближает детей и их родителей, дает ребенку ощущение, что он делает, что-то важное и нужное, поскольку в жизни ребенка главным примером для подражания являются все-таки родители. Таким образом, формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Нравственное воспитание дошкольников посредством природы, позволяет развить альтруизм, внимательность, заботливость, взаимопомощь, терпеливость, доброту, трудолюбие, ответственность. Ребенок накапливает духовно – нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.