Приложение МААМ

Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников» (24 фото)

Наталья Яковенко
Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание дошкольников

Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идёт развитие восприятия, мышления и воображения. В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому уделяю большое внимание экологическому воспитанию.

Публикация «Из опыта работы „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Мною разработана программа по дополнительному образованию по экологии «Юный друг природы». Данная программа построена с учётом современных требований педагогики и психологии, в соответствии с ФГОС.

В рамках кружка «Лесовичок», я реализовываю свою программу по дополнительному образованию. Целью программы является: формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.

Исходя из цели программы, ставлю перед собой основные задачи:

1. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе исследовательской деятельности детей.

2. Формировать осознанное, гуманное отношение к природе, ее явлениям, объектам.

3. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4. Совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы.

Для успешной реализации поставленных мною задач разработала :

1. Конспекты познавательных занятий.

2. Разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы.

3. Оформлен уголок экспериментирования (опыты, наблюдения, эксперименты, дети выращивают огород на подоконнике).

4. Созданы альбомы экологических сказок, загадок, стихотворений о природе, о домашних животных.

5. Разработан план работы с родителями по экологическому воспитанию.

По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий, проектов, презентаций по экологии : «Путешествие в зимний лес», «Знатоки зимующих птиц», «Живая и неживая природа», «Знакомство с растениями родного края», «Мой домашний друг», «К природе с добротой» и др.

В музыкальной части занятия дети слушают музыку леса, раскаты грома, прибой водопада, одновременно рассматриваем живопись из раздела «Времена года», выполняем танцевальные движения, имитируем движения леса; в математической части упражняемся в количестве и счёте, в сравнении растений и т. п. Применяя при этом такие методы, как поощрение, проблемные, воспитывающие ситуации, пример, просьба, совет.

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей моей работы является, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, в уголке природы и т. д.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. Например, во время наблюдения за деревьями я загадываю загадку, или даже предлагаю придумать самим детям:

«Много рук, а нога одна».

Во время наблюдения за снегопадом, могу прочитать стихотворение:

«Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится».

В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт: солнце просят о тепле и ласке:

«Свети, свети, солнышко,

На зеленое полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу.

На наш садочек,

На аленький цветочек».

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов. На занятиях развиваю мышление детей, прививаю любовь к родному краю, воспитываю заботливое отношение к природе, развиваю чувство ответственности, гордости за свою Родину, знакомлю с традициями нашего народа, развиваю творческую деятельность детей.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Стараюсь использовать различные виды игр: словесные, дидактические, подвижные.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, в дидактических играх. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. В работе с детьми использую дидактические игры, («Зимующие птицы», «Загадай, а мы отгадаем», «Кто живет в воде», «Дикие и домашние животные», «Помоги Незнайке собрать грибы» и др.) использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. В свободное время дети разбиваются на небольшие подгруппы и с интересом рассматривают альбомы, картинки, иллюстрации о животных, о природе, о растениях, с огромным желанием играют в дидактические игры: «Найди маму», «Времена года», «Определи время года» и т. д.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать.

Считаю, что в дошкольном образовании важна не просто образовательная деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми в реализации вместе выработанных целей и задач. Я стараюсь не научить детей, а заинтересовать их, позволить самим получить знания, сделать открытие, захотеть узнать что – то новое, использую метод экспериментирования. Воспитанникам моей группы всегда интересны эксперименты, наблюдения.

Для установления явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Провожу опыты чаще всего в средних старших группах, а с малышами использую отдельные поисковые действия. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Совместно с родителями воспитанников создали в группе уголок экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения, где с детьми проводим опыты с водой, воздухом, песком, с растениями. Мною были проведены экспериментальные занятия по темам: «Волшебница вода», «Как снег становится водой», где дети с удовольствием, заинтересованностью принимали участие. Совместно с воспитателем дети выращивают и наблюдают за ростом лука, чеснока, укропа, петрушки… «Огород на окне», что позволяет познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

При работе с детьми использую наглядное моделирование – один из методов работы. Сущность его в том, что определённое понятие отражается упрощёнными схематическими рисунками – символами. Ребёнок, автоматически запоминает изображение и то, что оно отражает. Например: в речевой деятельности для составления рассказов; где живёт – закреплено отображением домика, норы, гнездо, покров тела – перо, что ест- тарелка и т. д. Таким образом, использование моделей помогает развивать у детей важнейшие операции мышления.

Чтобы детям было интересно заниматься, каждый раз стараюсь в занятие внести новшество при этом стараюсь использовать многообразные формы занятий: объединение по подгруппам, работа в парах, выходы за пределы группы и участка детского сада, сюрпризные моменты и т. д. Стараюсь, так построить занятие, чтобы ребёнок испытывал радость, удовлетворение.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Имеется календарь природы, где дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, вставляя картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице, выполняют обязанности дежурных в уголке.

Большое внимание в своей работе уделяю взаимодействию с родителями. Провожу анкетирования, индивидуальные беседы, по результатам которых определяю темы консультаций, («Огород на окне», «Ребенок на даче», «Лекарственные травы» и др., родительские собрания: «Задачи экологического воспитания», оформляю ширмы-передвижки. Организовываю выставки «Дары осени», «Творчество наших мам», «Светлая Пасха», выставки работ из природного материала, помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, вносит необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже стали традиционными, вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми совместным творчеством.

Также провожу совместную работу, и взаимодействуем с различными учреждениями, которые обеспечивают сотрудничество детей в области охраны природы, экологического образования и воспитания. Для успешной работы по этому направлению в тесном контакте работаем с Краеведческим музеем им. Обручева, с центральной детской библиотекой, с музеем Российско-Монгольской дружбы», Зоомагазином.

В 2010 году была организована экскурсия в Краеведческий музей им. Обручева, где экскурсовод очень интересно рассказал детям о жизни животных родного края. Вниманию детей был представлен кукольный спектакль, который очень заинтересовал детей, имел большое воспитательное, развивающее значение.

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, учит видеть красоту природы, бережно относиться к ней, устанавливать взаимосвязи в природе, понимать её законы. У детей развиваются умственные способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Приложения.

Знакомство с растениями родного края.

Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников»
Фото «Экологическое воспитание дошкольников»

Эксперименты и опыты с водой.

Из опыта работы - фото
Фото №1 Экологическое воспитание дошкольников Природа удивительна и прекрасна

Игры с песком и водой.

Фото №2 Она встречает ребёнка морем звуков запахов сотней загадок и тайн заставляет смотреть слушать думать Фото №3 В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие интенсивно формируются различные способности закладывается основа черт характера и моральных качеств личности

Уход за комнатными растениями.

Фото №4 Именно в этот период необходимо заложить основы

Живой уголок.

Фото №5 Экология экологическое воспитание природа экологической культуры

Экскурсия в Кяхтинский краеведческий музей имени Обручева.

У детей накапливаются яркие образные эмоциональные впечатления первые природоведческие представления идёт развитие восприятия мышления и воображения В настоящее время вопрос экологического Воспитание детей Материалы для педагогов воспитания дошкольников важный интересный и актуальный Любовь к природе сознательное бережное и заинтересованное к ней отношение должны воспитываться с раннего детства поэтому уделяю большое внимание экологическому воспитанию Публикация Из опыта работы Экологическое воспитание дошкольников размещена в разделах Воспитание детей Материалы для педагогов Опыт работы практика Экология экологическое воспитание природа Темочки Мною разработана программа по дополнительному образованию по экологии Юный друг природы

Рассматривание книг о животных.

Фото №6 Данная программа построена с учётом современных требований педагогики и психологии в соответствии с ФГОС Фото №7 В рамках кружка Лесовичок я реализовываю свою программу по дополнительному образованию

Создание фотоальбомов.

Целью программы является формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе к себе как части природы Исходя из цели программы ставлю перед собой основные задачи Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе исследовательской деятельности детей Формировать осознанное гуманное отношение к природе ее явлениям объектам Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными по охране и защите природы Совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы Для успешной реализации поставленных мною задач разработала
Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Пояснительная записка к семинару "Как прекрасен этот мир" Замечательный педагог В. И. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся.

Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников»Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 «СКАЗКА» Из опыта работы Тема: «Экологическое.

Обобщение опыта работы «Приобщение дошкольников к народной культуре в различных видах деятельности» Приобщение дошкольников к народной культуре в различных видах деятельности» 1 слайд Приветствие: Добрый денёчек! Дорогие коллегушки! Пришла.

Обобщение опыта работы ДОУ «Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования в контексте ФГОС» Слайд 2 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому.

Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников» Думаю, что всем нам тревожно за то, что творится вокруг нас и в жизни и в природе: не храним, что имеем, ` не щадим, не жалеем, ни за что.

Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников» (продолжение) Дидактическая игра «Вода не вода» демонстрирует степень распространения воды в природе и ее необходимости. И хотя на глобусе дети видят.

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью» «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Обобщение опыта работы по проекту «Школа красивой речи, или Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников» Добрый день! Разрешите представить вашему вниманию презентацию опыта работы по авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи или.

Экологическое воспитание (Из опыта работы) Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радость и переживания, оставляет в них неизгладимые.

Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС до (из опыта работы воспитателя) «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» из опыта работы воспитателя младшей разновозрастной группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 27 сентября 2016 в 20:21
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Яковенко (УИ 787909) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД