Ольга Дмитриева
Фотоотчет «Чудеса зимушки-зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в зимний период. Наблюдения. Опыты и эксперименты со снегом и льдом».
«Если снег лежит кругом, Если речка подо льдом, Значит, в гости к нам сама Кто пришла, скажи?
Зима».
Страна, в которой мы живем – удивительна. Россия расположена в самой суровой северо-восточной части огромного материка. На её территории находится полюс холода Северного полушария. Наша родина – страна снегов и многолетней мерзлоты. Поэты, писатели, художники столетиям воспевали в своих творениях суровую красоту нашей земли. Длительность холодного периода даёт нам возможность и любоваться совершенством зимы, и использовать её особенности для познания свойств снега и льда через увлекательные эксперименты.
Публикация «Фотоотчет „Чудеса зимушки-зимы“» размещена в разделах
Предлагаю детям исследовать свойства снега и льда практическим путём. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети очень любят экспериментировать, им свойственно наглядно-действенное, наглядно-образное мышление. Опыты – это для них фокусы. Только фокусы остаются для ребёнка загадкой., а все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования представляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка.
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать несложные выводы.
Задачи:
- знакомить со свойствами воды, снега и льда;
- развивать познавательный интерес через вовлечение в процесс экспериментирования;
- воспитывать экологическую культуру дошкольников в совместной деятельности со взрослыми.
Материалы: таз, пластиковые бутылки, тарелки, стаканчики, формочки для замораживания льда, вода, краски, шишка, ветка ели, бумага, игрушка киндер-сюрприз, коктейльные трубочки, мыльный раствор, лупа, весы.
1. Ледяные игрушки.
Вложить игрушку киндер-сюрприза в стакан с водой и вынести на мороз или поставить в морозильную камеру. Через некоторое время понаблюдать. Данный опыт расскажет ребёнку о свойствах воды и о прозрачности льда. (фото)
2. Цветной лёд.
Залить в формочки воду, окрасив её разными по цвету красками и вынести на мороз. Этот опыт покажет детям, что краски окрасили воду, а на морозе получается цветной лед. (фото)
.
3. Снежные пузыри.
Наведите мыльный раствор. Через коктейльную трубочку надуйте мыльный пузырь на улице в сильный мороз. На ваших глазах мыльный пузырь превратиться в ледяной шар, на котором начнут распускаться снежные цветы. Так образуются снежинки. Рассмотреть их строение и многообразие можно, вооружившись лупой. А самые запомнившиеся формы нарисовать. (фото)
4. Круговорот воды в природе.
Налейте в трёхлитровую банку примерно на треть горячей воды. Накрыть банку крышкой, а на крышку положить кубики льда. Пар от горячей воды будет подниматься к крышке, охлаждаться от кубиков льда, и снова превращаться в капли, которые дождем упадут обратно в воду.
5. Свойства снега и льда.
Предложить детям на ощупь обследовать свойства снега и льда. Почувствовать разницу. Вывод: снег мягкий, легкий, пушистый, рассыпчатый, а лёд твердый, прозрачный, тяжелый. Общее: и снег и лед холодные. (фото)
6. Лёд плавает.
В банку налить холодную воду и поместить в нее кусочки льда. (фото)
7. Снежинки.
Во время снегопада рассмотреть строение снежинок, использую лупу. (фото)
8. Воздействие температур.
Внести в теплое помещение кусочки льда и снег. Определить, что быстрее растает. Почему тает снег, лед? (фото)
9. Сравнение массы снега и льда.
Положить на весы кусок льда и снега.
10. Образование сосулек.
В пластиковую бутылку налить воды и на дне сделать отверстие тонким шилом. Вынести на улицу на мороз. (фото)
11. Глубина снежного покрова.
Измерить глубину снежного покрова условной меркой или специальной линейкой в разное время зимы и сравнить. (фото)
Игры со снегом и льдом.
1. Снежный дождь.
Подбрасывать руками (в варежках) вверх снег. (фото)
2. Снежный торт.
Из снега слепить форму многоярусного тора и украсить цветными льдинками. (фото)
3. Снежные постройки. (фото)
4. Друзья снеговики. (фото)
5. П/игры «Снег и лёд», «Снайперы», «Снежная крепость». (фото)
6. Снежки.
7. Льдинки-мандалы.
Наблюдения на прогулке.
1.«На что похоже?». В снежных сугробах можно рассмотреть и что-то необычное или кого-то. Это развивает воображение. Это может быть «снежный слон», «снежный белый кот», которые со временем превратились в «снежный кусок большого торта». (фото)
2.«Следы на снегу». На снежном покрове можно рассмотреть следы животных, птиц, человека. (фото)
3.«Бриллиантовый снег». В солнечную погоду можно увидеть, как искриться снежный покров. (фото)
4.«Иней» (фото)
Заключение: Итак, в познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. И, однажды заинтересовавшись исследованиями, дети могут пронести свою любовь к ним через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Спасибо за внимание!