Ольга Торопова
Изготовление пасхальных яиц «Писанка» детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ РОЦ № 76
Изготовление пасхальных яиц «Писанка» детьми с ОВЗ.
2 год обучения. Класс коррекции.
Выполнила: Воспитатель Ольга Евгеньевна Торопова.
«Как мы готовились к Пасхе».
Тема: Расписные яйца: «Писанки».
Цели:
1. Расширить знания учащихся об истоках обрядов и традиций народного праздника «Пасха», приобщить детей к родной культуре, познакомить с историей и особенностями росписи на поверхности яйца.
Публикация «Изготовление пасхальных яиц „Писанка“ детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасхальное яйцо. Украшаем и мастерим яйца на пасху
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2. Развивать творческие способности, совершенствовать умение работать с пластилином, кистью и красками. Научить рисовать традиционные элементы и орнаменты, пользоваться цветом как средством художественной выразительности.
3. Воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам. Прививать аккуратность и трудолюбие. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
4. Изучить технику работы с бросовым материалом, принять факт, что многим использованным предметам можно дать вторую жизнь.
Оборудование:
1. Для учащихся:
• Бросовый материал: яйцо пластмассовое, использованный пластилин, лотки для подложки, мука.
• гуашь
• кисти разных размеров, кисть клеевая (для обметания).
• баночка для воды
• досочки для лепки.
• салфетки
2. Для учителя:
• расписные яйца
• плакаты «Расписные яйца»
• презентации «Расписные яйца»
• аудиозапись колокольного звона
План урока (40 мин) :
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией расписных яиц, плакатов, презентаций. 10-15 мин.
3. Практическая часть будет проходить в три этапа, потребуется 3 дня. Самостоятельная роспись модели яйца или подставки под яйцо. По15-20 мин.
4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход занятия:
Запись на доске: Весенний перезвон.
Воспитатель: Каждую весну весь мир отмечает светлый праздник «Пасху». И неразрывно с этим праздником связан обычай дарить друг другу крашеные яйца.
Мировое яйцо. Откуда этот вселенский символ? Яйцо, как священная эмблема, встречается в Космогонии каждого народа на Земле и почиталось как по причине своей формы, так и в силу заключенной в нем тайны. Начиная с самых ранних умственных представлений человека, оно было известно, как наиболее удачно изображающее начало и тайну Бытия. Постепенное развитие невидимого зародыша внутри скорлупы, превращение этого зародыша в живое существо, которое разбивало свою оболочку, всегда должно было казаться постоянным чудом.
По данным археологии, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад. Традиция эта более древняя, чем христианский обычай. Христианство включило этот образ в свою символику.
Пасха отмечается весной, когда дни уже становятся длиннее, а ночи короче. Для людей это величайший праздник прихода солнца и пробуждения природы. И яйцо - символ извечного возрождения природы и бесконечности жизни, не могло быть обделено вниманием и любовью народа. Его старались украсить.
Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
Самые распространенные орнаменты на писанках - солнечные знаки ( всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями, растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья) и бесконечники (спирали). Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение.
Вопрос: Для чего делали яйца-писанки? Какие пожелания говорили?
Ответ: Чтобы подарить близким, любимым людям. Пожелать им процветания и здоровья, напомнить о красоте и бесконечности жизни.
Воспитатель: Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня. Самые известные из них - яйца фирмы Фаберже.
На Пасху кроме крашенок, куличей пекли булочки, прянички, похожие на птиц, их в народе называли “жаворонки”, потому что в это время жаворонки прилетали с юга. Печенье в виде птах раздаривалось в основном детям.
Существовал также обычай «отпущения птиц на волю». Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал А. С. Пушкин:
В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Была и такая традиция: в пасхальную неделю любой желающий мог поупражняться в колокольном звоне.
(Прослушивание записи колокольного звона.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами тоже начнём делать настоящее яйцо-писанку. Это не сложно. Только не надо спешить и делать все аккуратно. Мы возьмём бросовый материал (пластмассовое яйцо и использованный пластилин; муку, кисти, гуашь.) и дадим ему вторую жизнь. Наши действия займут несколько дней, поэтому всю работу мы разобьём на несколько этапов.
В 1 этапе работы нам понадобится пластмассовое яйцо, пластилин и мука. Размяв пластилин, обмазываем пластмассовое яйцо кусок за куском, тонким слоем, растягиваем на поверхности, убираем неровности, чтобы поверхность оставалась гладкой. Пробелы все закрываем. Должен остаться муляж яйца, покрытый тонким, гладким слоем пластилина.
Далее нам нужно обвалять изделие в муке, чтобы обезжирить пластилин. Пластилин в своём составе содержит жир, для пластичности, который необходимо убрать с поверхности, чтобы покрыть в дальнейшем грунтовым слоем гуаши. Нам поможет мука, она впитает в себя жирный слой. Обваляв изделие в муке оставим его на сутки.
Во 2-м этапе работы нам понадобится клеевая кисть, для того, чтобы обмести муку с изделия. Баночки с водой, гуашь разных цветов, кисти, разных размеров.
По истечении суток, каждый ребёнок берёт своё изделие (работу, всё необходимое и приступаем. Сначала сметаем всю муку с поверхности клеевой кистью, стараясь выметать щетиной из всех неровностей кусочки муки.
Приступаем к грунтовке поверхностного слоя изделия. Каждый из ребят придумал для себя свой орнамент, в своём цвете. В этом этапе мы накладываем только грунтовый слой и оставляем просыхать наши изделия ещё на сутки.
В 3-м этапе, когда наши изделия уже просохли и готовы к украшению росписью, нам понадобятся: баночки с водой, салфетки, кисти, разных размеров, ватные палочки, подставки для яиц. А ещё вдохновение, хорошее настроение, старание. Всё подготовив, приступаем!
Воспитатель ещё раз показывает варианты росписи, картинки с изображением красивых вариантов «писанки», технику нанесения узоров разными кистями и ватными палочками.
Для узоров ребята использовали «тычки», применяя ватную палочку, «вензеля», «зигзаги», «волны», применяя тонкую кисточку, «примакивание»-кисть большего размера.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.
Заключение:
Воспитатель: Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные яйца – писанки у нас получились. Они не только украсят нашу выставку, но и пасхальный кулич на праздничном столе. Такие яйца можно смело подарить маме, бабушке и другим членам семьи.