Получи документы

Геймификация в дошкольном образовании

Людмила Архипова
Геймификация в дошкольном образовании

Современная педагогическая практика активно использует различные образовательные технологии, среди которых значимое место занимает геймификация. Особенно это актуально для детей дошкольного возраста, ведь именно в этот период игра является их основным видом деятельности. Во время игры осуществляется формирование детского интеллекта, становление их психики, закладываются основы коммуникативных навыков и умений. С развитием информационных технологий произошло изменение системы образования дошкольников в плане повсеместного использования игровых приложений как средства творческого и интеллектуального развития.

Публикация «Геймификация в дошкольном образовании» размещена в разделах

В настоящее время большое количество педагогов сталкивается с проблемой отсутствия мотивации у детей в образовательной деятельности. С появлением быстро развивающихся It-технологий, педагогу необходимо заинтересовать и удержать ребенка в процессе обучения, используя новые методы обучения.

Сегодня в арсенале педагогов насчитывается более сотни различных образовательных технологий. В их использовании выбор остаётся за педагогом. Но очевиден процесс возрождения классических, вроде бы ушедших в прошлое технологий, в новом формате. К этому виду образовательных технологий можно отнести игровые технологии.

Привлечение игры в процесс обучения не является инновацией. Еще К. Д. Ушинский рекомендовал включать игровые элементы в учебный монотонный труд детей, чтобы сделать процесс познания более продуктивным. Он говорил, что «…для ребенка игра заменяет действительность и делает ее более интересной и понятной потому, что он сам ее создает. В игре ребенок создает свой мир и живет в нем, и следы этой жизни глубже остаются в нем, так как здесь присутствует эмоциональная составляющая, и он сам распоряжается своим творением».

Дошкольный возраст является важным периодом жизни человека, в котором закладываются основы личности. Стандартные методы обучения могут негативно сказаться на ребенке в виде отсутствия желания к дальнейшему обучению.

В данной проблеме на помощь приходит геймификация, как новый и эффективный способ организации обучения.

Геймификация – способ вовлечения детей в образовательную деятельность посредством внедрения игровых форм в обучение.

Основная цель геймификации в дошкольном возрасте является повышение мотивации к учебе в школе, обеспечение заинтересованности восприятия учебного материала. Для вовлечения ребенка-дошкольника в образовательную деятельность необходимо применять игровые практики, так как в дошкольном возрасте вся деятельность ребенка проходит в игровой форме. Чем ближе занятие к ведущей деятельности ребенка, тем эффективней обучение. Любой вид игры имеет элемент соревновательности, который побуждает детей учиться, становиться лучше, именно данный элемент является основой игрового обучения.

Геймификация является обширным методом обучения. На занятии могут быть использованы различные элементы и приемы в зависимости от особенностей детей.

Дидактические игры способствуют развитию умений рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать выводы. Также при помощи игр у детей развивается нестандартное мышление, воображение при решении проблемных ситуаций.

Воспитывающие игры способствуют развитию самостоятельности ребенка, а также формирует его коммуникативные способности.

Развивающие игры улучшают память, речь, мышления, развивают у ребенка умения находить оптимальные решения в поставленных задачах.

Социализирующие игры способствуют развитию стрессового контроля, саморегуляции, приобщают к нормам и ценностям общества.

Существуют основные приемы:

1. Динамика (Создание истории, снабжённой драматическими приёмами, которая сопровождает процесс использования приложения. Это способствует созданию у пользователей ощущения сопричастности, вклада в общее дело, интереса к достижению каких-либо вымышленных целей).

2. Мотивация (Применение поэтапного изменения и усложнения целей и задач по мере приобретения пользователями новых навыков и компетенций).

3. Взаимодействие пользователей (Обеспечение получения постоянной, измеримой обратной связи от пользователя, обеспечивающей возможность динамичной корректировки пользовательского поведения и быстрое освоение всех функциональных возможностей приложения и поэтапное погружение пользователя в более тонкие моменты).

В геймифицированном обучении педагог должен противостоять желанию рассказать обо всем, что нужно знать и делать. Обучающиеся должны сами узнавать большую часть материала. Поощряйте самостоятельность. Не просто делитесь своей мудростью, а предоставляйте обучающимся возможность учиться на своих ошибках, на собственном опыте.

В занятии может быть использовано наборы презентаций и видеороликов (иллюстративный материал, флеш-роликов (интеллектуальных игр, наглядных пособий ;

Одним из значимых факторов геймификации является командная работа.

Командные игры в детском саду — это широкое поле деятельности для фантазии и творческой реализации педагога.

Рассмотрим основные элементы геймификации :

Награждение. Награду в геймифицированном обучении необходимо заработать, делая вещи, которые требуют мастерства.

Материализация идеи. Воплощение идеи, делая их ощутимыми и материальными.

Планирование уровни сложности. Уровень подразумевает противостояние.

Поощрение практики. Поощряйте практику, сокращая количество лекций. Обучающиеся должны сами узнавать большую часть материала.

Поощрение самостоятельности. Самостоятельное обучение сродни свободному плаванию с большими рисками, но и с большей отдачей.

Ролевые игры. В игре участник принимает определенную роль в воображаемой ситуации и действует от лица своего персонажа.

Соперничество. Участники геймифицированного тренинга являются соперниками.

Ситуативное обучение. Ситуативное обучение применяется в учебных симуляциях, где учащиеся изучают систему, играя с ее моделью.

При освоении образовательной области «Познавательное развитие» для создания условий становления математических представлений и логического мышления в своей работе мы используем следующие элементы геймификации : дети выполняют задания лесных зверей, героев мультфильмов (например, помогают зайцу посчитать, сколько овощей он собрал на зиму и хватит ли их для троих зайчат); помогают сове отгадать загадку (убирают не подходящую к отгадке картинку – «третий лишний»). Персонажей-зверей можно «оживлять» с помощью компьютерного приложения и подготовить короткие клипы-мультфильмы для их представления. При успешном выполнении заданий дети получают наклейки, которые потом обменивают на поощрительный приз или как накопительный приз для прохождения следующих этапов игры.

В таких заданиях в ходе НОД решаются следующие задачи: активизация внимания и памяти; воспитание чувства взаимопомощи, развитие сотрудничества. Всё это достигается в процессе игровой деятельности.

Преимущества геймификации :

1. Замена рутинной работы игровым процессом;

2. Вовлечение всех в решение поставленных задач;

3. Развитие творческого и неординарного мышления у участников;

4. Возможность самореализации участников;

5. Заинтересованность в выполнении поставленных задач;

6. Повышение сплоченности коллектива при совместном решении задач;

7. Визуализация достижений и прогресса участников геймификации.

Однако в дошкольном возрасте необходимо помнить о том, что чрезмерное увлечение виртуальной реальностью может нанести ущерб психофизическому развитию личности.

При очевидных достоинствах использования игровых (особенно компьютерных технологий) в процессе обучения дошкольников, выделяют следующие негативные стороны геймификации в данном возрасте :

• не всегда высокое качество игрового материала;

• снижение доли активного общения детей с родителями (нарушение формирования традиций и ценностей);

• утрата детьми социальных навыков;

• торможение развития мелкой моторики.

Поэтому специалисты считают, что необходимо, помимо компьютерных, использовать в образовательном процессе ДОУ и обычные игры: настольные, ролевые, подвижные. Настольные игры способствуют развитию внимания, мышления детей, мелкой моторики.

Ролевые игры развивают воображение, способствуют успешной социализации, освоению различных моделей поведения. В процессе такой игры развиваются коммуникативные навыки и качества (способность к установлению и поддержанию контакта, налаживание взаимопонимания, эмпатические способности и др.). Подвижные игры обеспечивают моторное развитие, снимают мышечное напряжение.

Традиционные игры можно дополнить новыми элементами. Применяются такие элементы игровых технологий как ролевые игры, игра-квест,, игра ассоциации, инсценировка, путешествие-экскурссия, игра «правда или ложь» и др. (командное решение сложной задачи, в которой есть несколько этапов)

Таким образом, игра является комплексной деятельностью детей, выполняющая огромное количество функций и формирует у дошкольников умения самовыражаться, развивает коммуникативные, развлекательные, релаксационные и другие навыки.

Если мы сможем использовать энергию, мотивацию и потенциал игрового процесса и направить его к учебе, то сможем дать обучающимся очень важные инструменты для достижения побед в реальной жизни.

Публикации по теме:

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

3D-принтер в образовании в школе 8 вида3D-принтер в образовании в школе 8 вида D в образовании: наступающее будущее В нашей школе каждый может найти занятие по душе. Для нужд детей есть швейная мастерская, и типография.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

Первые шаги в инклюзивном образованииПервые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.

План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Геймификация в дошкольном образовании
Опубликовано: 15 апреля 2022 в 21:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД