Марина Думова
«Из чего же сделаны наши мальчики и девочки». Гендерная социализация детей в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес в современной педагогике.
Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём - четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Представления о собственном поле еще не стойкие и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить.
Публикация «„Из чего же сделаны наши мальчики и девочки“, Гендерная социализация детей в условиях ДОУ» размещена в разделах
В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменяется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
В последнее время, наблюдая за детьми, психологи в детских садах были встревожены не адекватным распределением ролей: продемонстрированные в ходе игры поведенческие модели не соответствовали полу игроков, в ходе игры дети не могли достигнуть каких-либо договоренностей путем конструктивного диалога. Столь же смазанным было и гендерное распределение ролей в трудовой деятельности, мальчики не проявили готовности взять на себя физически тяжелую часть работы, а девочки не посчитали своим фронтом те работы, где требовалась тщательность и аккуратность. Это показывает, что полоролевая социализация современных детей находится на низком уровне.
На основании проведенных исследований, выявивших проблему, учитывая, что в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывают в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов, в настоящее время встал вопрос о необходимости гендерной социализации старших дошкольников на базе ДОУ.
Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Вместе с тем, в наших детских садах наблюдается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики. Девочкам достаточно небольшой части стола, уголка в комнате, чтобы организовать жизнь своих подопечных – кукол, наладить их быт, взаимодействие между собой. Как часто они разговаривают то за одного героя игры, то за другого, быстро перевоплощаясь из одной роли в другую.
А мальчишки ведут себя по-иному. Они осваивают близлежащие окрестности по горизонтали, по вертикали и по диагонали. И чем больше мы запрещаем мальчишке перемещаться, бегать, прыгать, лазать, тем быстрее сформируем инфантильные черты характера, пассивность, безынициативность, либо агрессивность как форму защиты своих физиологических потребностей, желания активно познавать мир.
С учётом гендерного воспитания желательно создать разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили. Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков, и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.
Все это зачастую не может быть реализованы детьми в силу того, что в небольших помещениях детских садов уместнее тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.
Нужно обратить внимание на то, что мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор. В этом нет никаких патологий. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Это этап, который может оказаться полезным для формирования определенных черт: заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки. Совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. Отдельно хочется сказать о таких играх, как, например, наборы с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.
Следует обратить внимание, что в вопросе гендерного воспитания очень важно взаимодействие педагогов с родителями. Родители должны быть в курсе всех современных тенденций в области воспитательной деятельности. Здесь могут быть использованы такие формы работы как информационные материалы на стенде, тематические родительские собрания, консультации психологоа, опросы и анкетирования, «круглые столы», викторины и т. д.
Гендерные стереотипы не являются чем-то природным, а создаются обществом. Меняется общество, меняются (очень и очень медленно) и они. Уже сейчас «типичный мальчик» отличается от того, каким он был 200 лет назад. И в дальнейшем эти изменения будут продолжаться. В лучшую ли сторону? Время покажет.