МААМ-картинки

«Из чего же сделаны наши мальчики и девочки». Гендерная социализация детей в условиях ДОУ

Марина Думова
«Из чего же сделаны наши мальчики и девочки». Гендерная социализация детей в условиях ДОУ

Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес в современной педагогике.

Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём - четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Представления о собственном поле еще не стойкие и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить.

Публикация «„Из чего же сделаны наши мальчики и девочки“, Гендерная социализация детей в условиях ДОУ» размещена в разделах

В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменяется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

В последнее время, наблюдая за детьми, психологи в детских садах были встревожены не адекватным распределением ролей: продемонстрированные в ходе игры поведенческие модели не соответствовали полу игроков, в ходе игры дети не могли достигнуть каких-либо договоренностей путем конструктивного диалога. Столь же смазанным было и гендерное распределение ролей в трудовой деятельности, мальчики не проявили готовности взять на себя физически тяжелую часть работы, а девочки не посчитали своим фронтом те работы, где требовалась тщательность и аккуратность. Это показывает, что полоролевая социализация современных детей находится на низком уровне.

На основании проведенных исследований, выявивших проблему, учитывая, что в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывают в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов, в настоящее время встал вопрос о необходимости гендерной социализации старших дошкольников на базе ДОУ.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Вместе с тем, в наших детских садах наблюдается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики. Девочкам достаточно небольшой части стола, уголка в комнате, чтобы организовать жизнь своих подопечных – кукол, наладить их быт, взаимодействие между собой. Как часто они разговаривают то за одного героя игры, то за другого, быстро перевоплощаясь из одной роли в другую.

А мальчишки ведут себя по-иному. Они осваивают близлежащие окрестности по горизонтали, по вертикали и по диагонали. И чем больше мы запрещаем мальчишке перемещаться, бегать, прыгать, лазать, тем быстрее сформируем инфантильные черты характера, пассивность, безынициативность, либо агрессивность как форму защиты своих физиологических потребностей, желания активно познавать мир.

С учётом гендерного воспитания желательно создать разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили. Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков, и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.

Все это зачастую не может быть реализованы детьми в силу того, что в небольших помещениях детских садов уместнее тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

Нужно обратить внимание на то, что мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор. В этом нет никаких патологий. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Это этап, который может оказаться полезным для формирования определенных черт: заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки. Совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. Отдельно хочется сказать о таких играх, как, например, наборы с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.

Следует обратить внимание, что в вопросе гендерного воспитания очень важно взаимодействие педагогов с родителями. Родители должны быть в курсе всех современных тенденций в области воспитательной деятельности. Здесь могут быть использованы такие формы работы как информационные материалы на стенде, тематические родительские собрания, консультации психологоа, опросы и анкетирования, «круглые столы», викторины и т. д.

Гендерные стереотипы не являются чем-то природным, а создаются обществом. Меняется общество, меняются (очень и очень медленно) и они. Уже сейчас «типичный мальчик» отличается от того, каким он был 200 лет назад. И в дальнейшем эти изменения будут продолжаться. В лучшую ли сторону? Время покажет.

Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Психологическая готовность к школе Согласно Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООПДО,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Из чего же сделаны наши мальчики и девочки». Гендерная социализация детей в условиях ДОУ
Опубликовано: 9 марта 2014 в 22:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД