Приложение МААМ

Гендерное воспитание учащихся начальных классов в условиях работы группы продленного дня

Оксана
Гендерное воспитание учащихся начальных классов в условиях работы группы продленного дня
▼ Скачать + Заказать документы

В современных исследованиях отечественных ученых понятие «гендер» – сложный социокультурный процесс формирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструктор гендера [2].

Гендерные – половые различия, представления и определение себя к одному конкретному полу формируются с раннего детства в процессе социализации. Первая ступень образования и младший школьный возраст являются благоприятными в овладении правилами поведения, нормами и ролями социальной жизни учащихся. Именно в этот возрастной период происходит усвоение понятий о правильном поведении, проявлении своей уникальности, идентичности, развитии способностей, распределении обязанностей, закладываются и формируются представления о различиях между мужчинами и женщинами и другие стереотипы гендерного плана. В связи с этим, особо важным является продуманное целенаправленное гендерное воспитание учащихся.

Публикация «Гендерное воспитание учащихся начальных классов в условиях работы группы продленного дня» размещена в разделах

Гендерное воспитание в современном образовании является одним из важнейших направлений в системе работы с  учащимися. Согласно концептуальным документам Республики Беларусь, основное направление гендерного воспитания и образования – формирование у учащихся представлений о роли и предназначении мужчины и женщины в современном обществе, развитие у подрастающего поколения ценностного отношения к семье и воспитанию детей [1].

Особенности организации работы с учетом направления гендерного воспитания и обучения все чаще становится предметом обсуждения педагогов и воспитателей дошкольных и общих средних учреждений образования. Во многих крупных городах Республики Беларусь работают центры гендерных исследований, которые занимаются разработкой концепции гендерного воспитания, разработкой методических программ по вопросам внедрения гендерного образования и воспитания. Однако, многие вопросы остаются актуальными и современные учреждения образования в очередной раз сталкиваются с поисками ответов на  вопросы: как учить и воспитывать детей, зная их гендерные особенности?

Гендерное воспитание младших школьников можно определить как процесс формирования у учащихся тех или иных качеств и навыков, которые характерны для его пола, как воспитание с учетом половой принадлежности. В. А.  Сухомлинский считал, что мальчики должны получать мужское, девочки — женское воспитание. Ж. -Ж.  Руссо напротив, считал, что мальчиков и девочек нужно обучать и воспитывать в равных условиях. В современных учреждениях образования, на мой взгляд, необходимо осуществлять гендерное воспитание на основе гармонии и взаимоуважения, как мальчиков, так и девочек.

Каковы гендерные особенности мальчиков и девочек, которые необходимо учитывать воспитателю группы продленного дня?

Зрение: Девочки ярче воспринимают краски мира, способны охватить взглядом сектор со всех сторон – слева, справа, вверху и внизу. У мальчиков – «туннельное» зрение, объясняющее их способность четко и ясно видеть то, что расположено перед ними.

Слух: Программы слуха у девочек настроены на восприятие высоких частот. Мальчики умеют безошибочно определить, откуда доносится звук.

Осязание: Девочки более чувствительны к прикосновениям, чем мальчики. У мальчиков крупная, грубая моторика. У девочек более раннее двигательное созревание, дифференцировка мышечных усилий, хорошо развита мелкая моторика.

Мозг: Степень умственной одаренности и творческой активности у девочки примерно на 3 % выше, чем у мальчика. Этот признак указывает на необходимость разного способа деятельности, темпы ее выполнения между мальчиками и девочками могут существенно различаться.

Речь: Мальчики предпочитают диалог, дискуссию. Девочки склонны к монологам, предпочитают слышать и выражать себя. Мальчики предпочитают четкие однозначные указания, девочки способны уловить намек.

Эмоциональная сфера: Девочки замечают более 10 разных эмоциональных состояний собеседника: стыд, страх, отвращение. Эмоциональная сфера интересов девочек ярче, чем у мальчиков.

Особенности деятельности: Мальчикам интересно действовать с предметами и инструментами в деятельности, легче овладевать навыками работы с различными веществами и материалами. Девочки интересуются работать с вербальной (словесной) информацией, достигая при этом более высоких результатов, чем мальчики. Мальчики более склонны к самостоятельной исследовательской деятельности, предпочитая решать проблему, а не действовать по шаблону. Девочки отдают предпочтение готовым алгоритмам, табличным способам получения результата. Мальчики предпочитают область «возможного» – отсюда интерес к виртуальности, компьютерным технологиям, к фантастике. Девочки более рациональны. На выбор предмета изучения они смотрят под прагматическим углом зрения, сообразуясь с тем, насколько он способствует достижению цели. Мальчики, приступая к деятельности, больше ориентированы на информацию, а девочки ориентированы на отношения между участниками организованной деятельности [3].

В своей работе в  условиях воспитания в  группе продленного дня гендерный подход находит свое отражение. Мною разрабатываются и проводятся занятия: «Правила этикета для мальчиков и девочек», «Я и моя Семья», «По следам моих родителей» (профессии родителей, семейные традиции, увлечения и т. д., «Бабушка рядом с дедушкой», устные журналы, встречи: «Заглянем в семейный альбом», «Ордена моего деда и отца», «Молодость наших мам и бабушек», творческие игры «Пишем книжку о себе», «Рисуем древо жизни», конкурсы сочинений «Мои корни», организую вечера-встречи «Приглашения на чай» – девочки-хозяюшки приглашают в гости мальчиков.

Основой такой целенаправленной деятельности в условиях работы группы продленного дня является специально составленная программа воспитательной работы, включающая в себя систему разнообразных дел гендерной направленности. Основной упор я делаю на блоки воспитательных занятий с  учащимися, сочетающихся с содержанием учебных программ по отдельным предметам («Литературное чтение», «Человек и мир» др.). Пример таких блоков: «Я и моя индивидуальность», «Что меня отличает и выделяет среди других людей», «Я и моя семья», «Я и мой папа» (для мальчиков, «Я и моя мама» (для девочек, «Я и окружающие меня люди» и др.

Гендерное воспитание – это формирование знаний о важности отождествления себя с традиционной гендерной ролью, из которой формируется жизненное самоопределение, а также создание условий для принятия и усвоения этого знания, то есть формирования «правильной» гендерной идентичности.

Цель и задачи гендерного воспитания учащихся разных возрастов определены Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республике Беларусь.

Список использованных источников:

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи // Научнометодическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. - 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: programma-vospitaniya-2021-2025.pdf (adu.by). - Дата доступа: 28.02.2024.

2. Пастухова, О. Н. Гендерные аспекты воспитания обучающихся в учреждениях общего среднего образования / О. Н. Пастухова/ / Веснік адукацыі. -2014. - № 3. - С. 48-51. 465 Электронный архив библиотеки МГУ

3. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы : учебник / И. П.  Подласый. – Москва, 2008. – 474 с.

Публикации по теме:

Классный час для учащихся начальных классов на тему «Добро и зло» Классный час на тему: «Добро и зло» Цель: 1. Осознание детьми понятий добра и зла 2. Формирование у детей чувства доброты 3. Формирование.

Классный час для учащихся начальных классов «Жить — с книгою дружить» МБОУ – СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска Учитель начальных классов: Маннанова Лариса Михайловна Классный час. Тема: «Жить – с книгою.

Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до»Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до» «Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их». Ж. -Ж. Руссо «Письма с горы» Период.

Литературно-кулинарная викторина для учащихся начальных классов с ответамиЛитературно-кулинарная викторина для учащихся начальных классов с ответами В данной литературной викторине следует назвать героя или произведение, из которого указан отрывок. 1. Что принесли герои русской народной.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Театрализованное представление для учащихся начальных классовТеатрализованное представление для учащихся начальных классов В ноябре месяце 2020 года моему классу предложили поучаствовать в проекте Российского движения школьников "Фестиваль театрализованных представлений.

«Удивительный платок». Иры с платком для учащихся начальных классов«Удивительный платок». Иры с платком для учащихся начальных классов Мы с учащимися придумали игры и упражнения с носовым платком для развития мелкой моторики. Обучающимся эти игры и упражнения с носовым платком.

Сценарий викторины по ПДД «Я по улице шагаю» для учащихся начальных классовСценарий викторины по ПДД «Я по улице шагаю» для учащихся начальных классов Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на викторину по правилам дорожного движения в начальную школу! 1. Как чаще всего называют водителя?.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов «Зимующие птицы» Внеклассное мероприятие «Зимующие птицы» Боброва Нина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Летяховская СОШ Цели: 1. Вызвать сочувствие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание учащихся начальных классов в условиях работы группы продленного дня
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 20:30
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерное воспитание учащихся начальных классов в условиях работы группы продленного дня» (включая файлы) размещена пользователем Оксана (УИ 2519697) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД