Папки-передвижки

Гендерное воспитание в условиях ДОУ

Чиркова
Гендерное воспитание в условиях ДОУ

Гендерное воспитание в условиях ДОУ.

Гендерное обучение и воспитание детей является предметом научного исследования во многих странах мира. Как указывает Н. К. Ледовских, гендерное воспитание не может быть сведено к усвоению знаний и представлений о мужских и женских половых ролях, о качествах мужественности и женственности. В воспитательном процессе чрезвычайно важно развить положительное эмоциональное отношение ребенка к своему полу, гордость за свою принадлежность к нему и сформировать предпочтения и интересы, соответствующие полу.

Публикация «Гендерное воспитание в условиях ДОУ» размещена в разделах

Исследователь Н. К. Ледовских в своих работах отмечает, что эффективность гендерного воспитания дошкольников будет обеспечена тогда, когда в воспитательной работе :

- будут соблюдаться главные принципы нравственного воспитания –

поддержание активности самого ребенка, обращение к его чувствам, для чего надо учитывать его потребности и интересы, варьировать формы педагогических воздействий;

- будет осуществляться формирование основ нравственных качеств

мужественности и женственности у дошкольников через различные виды детской совместной деятельности (сюжетно-ролевые игры и свободные творческие игры-драматизации, продуктивную деятельность);

- будет использоваться механизм подражания в поведении дошкольника, яркость его чувств и живость его образов воображения (особая роль отводится слушанию художественных произведений, где привлекательные для ребенка герои являются эталонами мужественности или женственности, а их поступки вызывают у детей желание быть на них похожими);

- будут учтены особенности целостной социальной ситуации в развитии

дошкольников, специфика их воспитания и положения в семье и группе детского сада.

Большое количество исследований направлено на изучение роли семьи в процессе полоролевой социализации дошкольника. В работах В. И. Гарбузова, Д. В. Колесова, Т. А. Куликовой, А. И. Лунькова в качестве важнейшего фактора в процессе формирования пола ребенка рассматривается семья: пример поведения родителей, их взаимоотношения и отношения к детям. В работе Л. А. Арутюновой изучаются особенности половой социализации мальчиков и девочек в семье и детском саду, где отмечается, что особенности ценностных ориентации родителей в области воспитания этих качеств и характер общения, взаимоотношений и трудового сотрудничества взрослых и детей являются важными факторами формирования основ мужественности и женственности у детей.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Отсутствие дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам сказывается на поведении и поступках детей.

Установлено, что именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли : к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний. Гендерный подход находит своё отражение при организации образовательной деятельности с детьми. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов инструментов, необходимых людям разных профессий, чтение художественных произведений, ориентированных на мальчиков и девочек, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально - ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы, и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно это используется при театрализации.

Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.

Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Взаимодействие ДОУ с семьёй – необходимое условие успешного решения задач полоролевого воспитания детей.

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголке для родителей» оформлена наглядная информация.

Таким образом осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников». «Как растить настоящую женщину». «Дочерьми красуются — сыновьями в почете.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников». Разница в общении с мальчиками и девочками. Мальчики. Обычно не следят.

Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье»Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье» Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.

Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до»Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до» «Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их». Ж. -Ж. Руссо «Письма с горы» Период.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

Развитие и воспитание детей в условиях прогулкиРазвитие и воспитание детей в условиях прогулки Большие потенциальные возможности развития ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников)Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников) Гендерное воспитание дошкольников является одним из направлений методической работы в нашем детском саду. Очень большая и емкая работа ведется.

Стихотворения для детей в возрасте 4 до 9 лет «Развитие женских качеств (гендерное воспитание)» Доброго времени суток, Вам, путешествующие по МААМ. В предыдущей публикации я постарался, в поэтической форме, осветить вопрос, как воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание в условиях ДОУ
Опубликовано: 5 марта 2022 в 12:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД