Павлова Валентина Витальевна
Гимнастика для глаз
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин.
Быстрая зрительная утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, в играх, во всех режимных моментах.
Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение:
1. она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;
Публикация «Гимнастика для глаз» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
2. повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
3. укрепляет мышцы век;
4. снимает переутомление зрительного аппарата;
5. развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
1. всегда снимать очки
2. сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их
3. следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным
4. сосредоточить все внимание на глазах
5. после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
В данной картотеке гимнастики для глаз подобраны упражнения в стихах, для занятий с детьми дошкольного возраста.
«Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап,
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап-кап запели,
Намочились лица,
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. -сверху пальцем показывают траекторию движения капель и прослеживают ее взглядом.
-смотрят вверх.
-подняв руки вверх, быстро перебирают пальцами.
-вытирают лицо руками.
-показывают руками вниз и смотрят на обувь.
-движения плечами.
-приседают.
«Снегопад»
Белых хлопьев белый пух
Над деревьями кружит
И над колокольней.
Каждый дом и каждый куст
Греет, одевает
Снеговая шубка
Шапка снеговая.
Белых хлопьев белый пух
С неба валит валом,
Укрывая белый свет
Белым одеялом.
Чтобы слева, впереди, Позади и справа
Сладко спали до весны
Дерева и травы.
Это сколько ж наметет
Снега за ночь-то!
Это как же полетят
С горки саночки! -за всеми движениями проследить глазами, не поворачивая головы.
-медленно опускать сверху вниз сначала правую руку, потом левую.
-поочередно вытягивать руки вправо, влево и вытянуть руку вперед и коснуться ею лба.
-поднимать и опускать руку от уровня груди до, пояса.
-указательным пальцем коснуться левого плеча, вытянуть руку вперед, коснуться правого.
-закрыть глаза ладонями.
-развести руки в стороны.
«Дождь»
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет. движения руками,
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет. -покачать поднятыми вверх руками, посмотреть на них.
-опустить плавно руки, перебирая пальцами, прослеживая движения взглядом.
-наклониться, делая мягкие, пружинящие посмотреть вниз.
-показать указательным пальцем движение сверху вниз и проследить взглядом.
«Самолет»
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел, посмотрел.
Левое крыло отвел, поглядел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу. -посмотреть вверх и провести пальцем за «пролетающим» самолетом.
-отвести руки попеременно и проследить взглядом.
-делать вращательные движения перед грудью.
-встать на носочки и легко бежать по кругу.
«Жук»
К журавлю жук подлетел, зажужжал и запел
«Ж-ж-ж»
Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел, каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть, не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился, зажужжал и закружился.
«Ж-ж-ж»
Жук, вот правая ладошка, посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка, посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел и на потолок присел.
На носочки мы привстали, но жука мы не достали.
Хлопнем дружно – хлоп, хлоп, хлоп,
Чтобы улететь он смог. «Ж-ж-ж» -указательный палец правой руки – это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.
-дети вытягивают поочередно вперед правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.
«Цветок»
Спал цветок
И вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Встрепенулся, потянулся
Взвился вверх и полетел -дети закрывают глаза, расслабляются.
-дети открывают глаза, массируют веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.
-на этой строчке надо часто поморгать глазами.
-руки поднять вверх и сделать вдох, затем посмотреть на руки, развести их в стороны и сделать выдох.
-нужно потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.
«Ёлка»
Вот стоит большая елка –
Вот такой высоты,
У нее большие ветки –
Вот такой ширины,
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки,
Зиму спит там косолапый,
И сосет в берлоге лапу. -дети поднимают глаза вверх, словно пытаются рассмотреть макушку елки.
-дети смотрят слева направо, словно оценивая ширину воображаемой елки.
-дети смотрят вверх, ищут взглядом воображаемые шишки.
-дети смотрят вниз.
-дети зажмуривают глаза, изображая спящего мишку, потом моргают несколько раз и вновь зажмуриваются.
«Маляры»
Нет забавнее игры:
Наши глазки - маляры. Мы заборы красим
Вверх - вниз - раз,
Вверх - вниз - два.
Вправо – влево - три.
Вправо – влево – четыре.
Наши глазки молодцы,
Работают в согласии. -движения глаз вверх-вниз. Плавно 8–10 раз.
-садятся прямо и настраиваются.
-и так до 8 раз.
-легко моргают.
«Ходики»
Тик-так! Ходики
Работают исправно.
Влево вправо раз,
Влево вправо два.
Тикают забавно! -садятся прямо и настраиваются.
-и так до 8 раз.
-легко моргают.
«Ночь»
Ночь. Темно на улице.
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять. -выполняют действия, о которых идет речь.
-повторить 3 - 4 раза.
«Прогулка в лесу»
Мы отправились гулять.
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине,
Вот грибок растет на пне,
Дрозд на дереве сидит,
Ежик под кустом шуршит.
Слева ель растет - старушка,
Справа сосенки - подружки.
Где вы, ягоды, ау!
Все равно я вас найду! -шагают на месте
-смотрят вверх.
-смотрят вниз.
-смотрят вверх.
-смотрят вниз.
-смотрят вправо.
-смотрят влево.
-повторяют движения глаз.
-влево - вправо, вверх - вниз.
«Цветы»
Наши алые цветы распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,
Наши алые цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают -смотрят вверх.
-моргают быстро.
-закрывают глаза.
-смотрят по сторонам.
«Осенний лес»
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Слева - сосны, справа – ели.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой! -выполняют круговые движения глазами.
-выполняют движения глазами влево – вправо.
-выполняют движения глазами вверх – вниз.
«Веселый мяч»
Веселый мяч помчался вскачь.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Покатился под ворота,
Добежал до поворота.
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все. -дети смотрят вдаль.
-смотрят на кончик носа, вдаль.
-смотрят вниз.
-выполняют круговые движения глазами.
-закрывают глаза.
«Осень»
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета! -круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз
-посмотреть влево – вправо.
-посмотреть вверх – вниз.
-зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).
«Листья».
Ах, как листики летят,
Всеми красками горят
Лист кленовый, лист резной,
Разноцветный, расписной.
Шу-шу-шу, шу- шу- шу.
Как я листиком шуршу.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок,
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как листиком шуршу.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат,
Будем мы сейчас гулять
И букеты собирать
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как я листиком шуршу. -Круговые движения глазами :
-налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
-посмотреть влево – вправо.
-посмотреть вверх – вниз.
-круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
-посмотреть влево – вправо.
-посмотреть вверх – вниз.
-посмотреть вниз.
-посмотреть вверх.
-посмотреть влево – вправо.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
Деревца все выше, выше! -часто моргают веками.
-не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.
-медленно приседают, опуская глаза вниз.
-встают и глаза поднимают вверх.
«Кошка».
Вот окошко распахнулось,
Кошка вышла на карниз.
Посмотрела кошка вверх.
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась.
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
И закрыла их лапами. -разводят руки в стороны.
-смотрят вверх.
-смотрят вниз.
-смотрят влево.
-взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.
-дети приседают.
-смотрят прямо.
-закрывают глаза руками.
«Птицы на дворе».
Перед нами петушок –
Он с земли зерно клюет.
Слева – курица идет,
Справа – уточка плывет.
Сверху солнце ярко светит,
Согревает всех на свете. -дети смотрят перед собой.
-смотрят вниз.
-смотрят влево.
-смотрят вправо.
-смотрят вверх.
«Белка»
Белка дятла поджидала,
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри!
Вот орехи-1,2,3.
Пообедал дятел с белкой
И пошел играть в горелки. -резко перемещают взгляд вправо- влево.
-смотрят вверх-вниз.
-моргают глазками.
-закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.