Галденкова Анна
Гиперактивность у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые упоминание о гиперактивных детях появилось в специальной литературе около 150 лет назад. Немецкий врач Хоффман описал чрезвычайно подвижного ребёнка, назвав его «непоседа Фил». Проблема становилась всё более очевидной и к началу XX века вызвала серьёзную тревогу специалистов – невропатологов, психиатров.
Вопрос о причинах гиперактивности у детей является одним из наиболее важных. Существуют две основные группы причин: 1) физиологические причины; 2) психологические причины.
К физиологическим причинам можно отнести следующие:
Публикация «Гиперактивность у ребенка» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
1. Сторонники нейробиологических теорий утверждают, что существует какой-то медиатор (возможно моно- или катехоламины, серотонин, влияющий на моторику и приводящий к нарушениям поведения.
2. Авторы нейропсихологических теорий считают, что существует дефицит в механизме ингибирования в головном мозге, в так называемой системе «ингибирования поведения», т. е. нет контроля и «гашения» поведения. Кроме того, дети с гиперактивностью имеют более низкую величину усилия на раздражитель.
3. Нейроанатомическая теория сравнивает поведение гиперактивных детей с таковым у детей с дисфункцией лобной доли, но этому нет достаточного подтверждения современными методами диагностики (компьютерная томография).
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет.
Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого
развития. В 1—2 года, 3 года и 6—7 лет. В 1—2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6—7 лет формируются навыки чтения и письма.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является
цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7
минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок
«выпадает» и не слышит взрослого, может совершить какие-либо действия и
не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно
постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности - вертеть
головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у
такого ребенка снижается уровень активности мозга.
Причиной гиперактивного поведения детей может быть не только минимальная мозговая дисфункция, но и личностные характеристики матери, так как именно матери проводят большую часть времени с ребенком 7-10 лет (в этом возрасте наблюдается наибольшее проявление гиперактивного поведения). Следовательно, сочетание доминантности и эмоциональной неустойчивости матери может стать причиной формирования у ребенка гиперактивного поведения.
В результате у большинства матерей гиперактивных детей высокий показатель фрустрированности. Эти данные позволяют выдвигать иные гипотезы, касающиеся взаимосвязи характерологических и поведенческих характеристик детей и личностных особенностей их матерей.