МААМ-картинки

Конспект занятия «Главный город России»

Ирина Агашина
Конспект занятия «Главный город России»

Серия занятий по теме :

«ГЛАВНЫЙ ГОРОД РОССИИ»

Выполнил: воспитатель первой КК

Агашина Ирина Владимировна

Программные задачи

- воспитывать у детей любовь к Родине;

- знакомить детей с историей Москвы;

- расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, проводить работу над синонимами и антонимами, заучивать пословицы и поговорки о Москве;

- учить правильно согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова;

- использовать в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений;

Публикация «Конспект занятия „Главный город России“» размещена в разделах

- продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопросы, пересказывать тексты.

Материал к занятиям

Репродукции картин А. М. Васнецова: «Основание Москвы», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III».

Иллюстрации: «Вид Кремля в настоящее время», «Архитектурные и исторические памятники Кремля».

Аудиозаписи.

Занятие первое

«Кто основал Москву»

Ход занятия

Педагог. Сегодня мы отправляемся в далекое прошлое, в те времена, когда Москва только возникла. Представьте, ребята, что мы с вами перенеслись на 860 лет назад. Восемь с лишним веков. Что такое век? (Век-столетие, сто лет).

И вместо современного города с большими домами, асфальтированными улицами, автобусами, троллейбусами мы увидели бы на холме маленький деревянный городок, под холмом -реку, а вокруг-густые дремучие леса.

Что такое холм? (Небольшая возвышенность)

Город назывался Москов -по названию реки, протекавшей под ним. Люди, живущие здесь, пахали землю, ловили рыбу, собирали в лесу мед, ягоды, охотились на дикого зверя.

Рассказ сопровождается показом картины А. М. Васнецова «Основание Москвы».

Все земли : леса, реки, деревни и сам город Москов-принадлежали князю Юрию, или Георгию, по прозвищу Долгорукий. (Князь-предводитель войска, правитель в Древней Руси).

Справочник

Жил на свете князь. И было у него княжество. Славилось его княжество городами - Ростовом, Суздалем, Владимиром. Князь много воевал. Завоеванные земли присоединял к своему княжеству. Он поднимал руку на ближнего, и на дальнего соседа. За это его прозвали Долгоруким. Но князь Юрий Долгорукий был не только воином. Был он и градостроителем. Много новых городов воздвиг он в своем княжестве. Построил он и Москву. Но такой большой Москва была не всегда. Родилась она крошечной на вершине Боровицкого храма, там, где-нынешний Кремль, где сейчас находится Красная площадь. На холме стояла деревянная крепость.

П е д а г о г. Что такое крепость? (Крепость - укрепленное место с оборонительными сооружениями.)

Что такое Кремль? (Городская крепость в старых русских городах.)

Физкультминутка.

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят,

Как они сядут - покажем,

Крылья сложили назад.

Чтение текста «Основатель Москвы»

Педагог читает текст и показывает иллюстрации.

Педагог. Однажды ехал князь по своим землям лесной дорогой. Дорога привела его к

холму между двумя реками: Москвой и Неглинной. На вершине холма князь увидел село.

Люди жили спокойно и богато, потому что лес скрывал их от незваных гостей, а реки

преграждали путь врагам. В лесу поселяне охотились, собирали ягоды, грибы, целебные

травы. В реках ловили рыбу. Приглянулось это место князю, и решил он построить здесь

крепость. Повелел огородить село крепкой деревянной стеной, чтобы никто из врагов не

смог за нее проникнуть. Получился город крепкий,и стали называть его по имени реки, у

которой стоял,-город Москва. Юрия Долгорукова с тех пор считают основателем Москвы.

Пересказ текста (по вопросам) .

Где путешествовал князь?

Какие реки он увидел?

Где находилось село?

Как жили древние люди?

Чем занимались?

Педагог. Придумайте однокоренные слова к слову «город».

(Городок, городишко, городище, городской, горожанин, загородный,

пригород).

Над Москвой-рекой, на круче,

Где стоит теперь наш Кремль,

Был когда-то бор дремучий,

А в бору водился зверь.

Поселялись люди там

На реке,в глуши лесной.

Н. Кончаловская. Отрывок стихотворения.

Педагог. Что такое бор? (Лес.)

Игра «Скажи наоборот»

Нужно придумать слова, противоположные по значению данным:

Век - мгновение.

Город - село, деревня.

Богач - бедняк.

Что построил князь?

Как назвали этот город?

Как звали основателя Москвы?

Друг-враг.

* Храбрый -трусливый.

Игра «Кто больше»

Нужно придумать слова, близкие по значению данным

Покровитель - защитник, заступник.

Враг - противник, неприятель, недруг.

Сильный - мощный,могучий.

Делать - мастерить сооружать, творить, создавать.

Занятие окончено. Звенит колокольчик.

Занятие второе.

«Древний Кремль»

Ход занятия.

Педагог. Мы продолжаем свое путешествие в далекое прошлое. Но прежде вспомним, что мы узнали на предыдущем занятии.

Расскажите, как жили древние люди?

Где находился древний город Москва?

Какие реки омывали древний Кремль?

Что такое Кремль? Из чего была сделана крепость?

Для чего построили крепость?

Как звали основателя Москвы? .

Сердцем Москвы, как и каждого княжеского города, всегда был Кремль. Это крепость, которая обычно размещалась в центре города и хорошо защищала от врагов.

При набегах захватчиков в Кремле собирались жители со всех окрестностей и пережидали тяжелое время. Защитники Кремля обычно жили в пределах его стен и вместе со всеми жителями оборонялись от врагов.

Педагог показывает картину А. М. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите».

Первый Кремль был деревянным (сосновым). Чуть позже -из прочного дуба.

Справочник.

Город - в старину это слово означало ограду, стену, а не само поселение.

П е д а г о г. 81 год простоял первый Московский Кремль. На Русскую землю нападали враги. Город многократно горел и разрушался. (Разберите синонимы к слову «гореть»-пылать, полыхать, тлеть.)

Построили новый Кремль из белого камня.

Педагог показывает картину А. М. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском».

Меньше чем через год выросла вокруг Москвы грозная неприступная крепость. Ни в одном городе княжества никто еще таких стен не строил. Белый камень испытывали на прочность водой,огнем и молотком. И стала Москва белокаменной.

Река светилась пламенем,

Пожар здесь бушевал,

Но город белокаменный

Из пламени вставал.

A. Барто

Физкультминутка.

Имитация движений.

Лесорубы.

Лесорубами мы стали,

Топоры в руки взяли,

И руками сделав взмах,

По полену сильно - БАХ!

П е д а г о г. Во времена княжения Ивана III Русь стала свободным государством,а Москва- столицей всея Руси. Москва встала на защиту всех русских городов, поэтому о ней говорили: «Москва-всем городам мать», «Москва,что гранит, никто Москву не победит».

Пригласил Иван III знаменитых строителей из Италии. Они-то и построили мощную крепость из красного кирпича. Она стоит до сих пор - это нынешний Кремль.

Педагог показывает картину А. М. Васнецова «Московский Кремль при Иване III», иллюстрацию «Вид Кремля в настоящее время».

Вот она! Давно ль из пепла?

А. взгляните - какова!

Встала, выросла, окрепла И по-прежнему жива!

И спокойный, величавый,

Бодрый сторож русской славы- Кремль - прекрасен и велик.

B. Г. Бенедиктов.

Вспомните,какой Кремль был сначала (Деревянный)

Почему Москву называют белокаменной? (Позже Кремль был построен из белого камня).

Как называют главную площадь в Москве? (Красная площадь). Слово «красная» означает лучшая, красивая: красная девица,красное солнышко, красная горка, красная площадь, красное словцо.

Подберем слова близкие по значению (синонимы) к слову «красивая».

(Прекрасная, великолепная, роскошная, восхитительная, пленительная).

Поэтому главную площадь в Москве называют Красной площадью.

Чтение текста с показом иллюстраций

Педагог. Стены Кремля очень прочные: это две кирпичные стены, пространство между которыми заполнено булыжником и белым камнем. Внутри они похожи на широкий длинный коридор. Заканчиваются стены двурогими зубцами запоминающими ласточкины хвосты. За ними защитники крепости могли спрятаться отстрел нападающих, а сквозь их узкие щели целиться во врагов.

В стене сделаны специальные стоки-желоба. По ним выливали на головы неприятелей горячую смолу и кипяток.

Во времена,когда крепость только построили,она казалась островом, окруженным двумя реками и глубоким рвом с водой.

Педагог показывает схему «Кремль-остров».

Через реку Неглинную и ров к проездным воротам башен были переброшены подъемные мосты на цепях. Когда их поднимали, проникнуть в Кремль становилось невозможно.

Кроме подъемных мостов,проезды в воротах башен защищали опускающиеся металлические решетки.

Расскажите, что вы узнали нового о стенах Кремля?

Дети рассказывают то, что им более всего запомнилось.

Занятие окончено. Звенит колокольчик.

Публикации по теме:

«Мы живем в России». Конспект НОД во второй младшей группе по теме «12 июня — День России»«Мы живем в России». Конспект НОД во второй младшей группе по теме «12 июня — День России» Конспект НОД во второй младшей группе по теме «12 июня — День России» Гаджиева Джавгарат Задачи: - формирование представления о стране.

Конспект занятия «Символика России» «Символика. Герб, гимн» Цель урока: 1. Воспитание патриотизма, уважительное отношение к флагу, гербу, гимна нашей страны. 2. Воспитанию.

Конспект беседы по экологии «Кто в лесу главный» для детей старшего возраста Беседа для детей старшего возраста на тему: "Кто в лесу главный?" Цель: Дать детям представление о леснике- человеке, который заботиться.

Конспект занятия «День России» «День России» в старшей группе. Воспитатель: Даллакова Л. М. Цель: прививать любовь к Родине, воспитывать чувства патриотизма, гордости.

Конспект занятия по изодеятельности «Флаг России» .

Конспект занятия «Путешествие по России» "Путешествие по России" Тема: «Путешествие по России». Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Конспект занятия «Есть такой город в России — Тавда» в подготовительной группе Пьянкова Зинаида Петровна Цель: Формировать, расширять, закреплять познавательный интерес детей к родному городу, своей «малой Родине».

Конспект занятия «Флаг России»Конспект занятия «Флаг России» Конспект занятия тема: День флага России старшей группе "Б" Подготовила воспитатель : Аушева Р. О. Цель: закрепить знания детей о символе.

Конспект занятия «Мы живем в России» Программное содержание - закрепить понятие у детей, что наша Родина, отечество - Россия; - закрепить символы нашего государства: флаг, герб,.

Конспект занятия «Символы России» Оржевский филиал МБОУ «Умётская СОШ» Оржевский филиал МБОУ «Умётская СОШ» Конспект занятия по ознакомлению с гражданской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Главный город России»
Опубликовано: 18 сентября 2019 в 07:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД