Галина Лукина
Проект «Главный хлебороб земли Курганской»
▼ Скачать + Заказать документы
Главный хлебороб земли Курганской
«Творить хлеб по-настоящему можно лишь тогда,
когда принадлежишь ему всем сердцем,
отдаешься всей душой, жизнью.
Любовь к земле не приходит сама по себе,
она начинается вроде бы с малого –
с любви к своей семье, своему дому,
к селу, к школе, а приводит к большому
и великому – к осознанию любви к Родине
и исполнению долга во имя Родины»
Паспорт проекта
Публикация «Проект „Главный хлебороб земли Курганской“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тема проекта: «Главный хлебороб земли Курганской».
Направление: историческое наследие Кургана.
Характеристика проекта:
по форме – образовательный;
по виду – информационно-творческий;
по содержанию – педагогический;
по длительности – среднесрочный;
по характеру контактов в рамках ДОУ.
Ведущая педагогическая идея: реализация системы педагогической работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Аннотация
Тема проекта стала важным элементом воспитания уважительного, бе-режного отношения к земле, хлебу, профессии хлебороба на примере нашего земляка Мальцева Т. С.
Он вырастил немало хлеба, служению земле и народу посвятил свою жизнь…
Читая и слушая о нем, вы почувствуете глубокое уважение Мальцева к сельскому труду, его любовь к русской деревне и ко всему тому, что определило его счастливую судьбу. Высокая морально-нравственная позиция и богатый духовный мир снискали всенародное глубокое уважение к этому заме-чательному человеку и большому труженику.
«Любимое дело – это счастье в жизни, ее главное содержание. А служить земле, умножение богатств хлебного поля – одно из самых благородных и прекрасных дел» - писал Т. С. Мальцев.
В ходе реализации проекта был собран интересный материал о Т. С. Мальцеве, это видеофильмы, видеорепортажи, презентации, конспекты мероприятий.
Несомненно, настоящий проект окажет большую помощь педагогам в работе с детьми по патриотическому воспитанию. Разные виды деятельности объединят детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, будут способствовать формированию коллективных взаимоотношений.
Объект проекта: процесс патриотического воспитания дошкольников.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги ДОУ, родители (законные представители).
Предмет проекта: воспитательная работа, направленная на формирование гражданско-патриотической компетенции и активной социальной позиции.
Гипотеза: если в ходе реализации проекта дети узнают биографию и духовное наследие выдающегося хлебороба Зауралья, научатся бережному отношению к земле, хлебу, начнут проявлять интерес к событиям жизни и отражать свои впечатления в продуктивной и игровой деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Проблема: традиционная форма организации образовательного процесса не обеспечивает создание единого реального образовательного пространства для патриотического воспитания дошкольников.
На наш взгляд, оптимально решить эту задачу позволяет метод проектов, охватывающий все образовательные области и разные виды детской дея-тельности. Проект ориентирует не только на усвоение фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых.
Актуальность: патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. В нашем детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как как на специально организованных занятиях, так и в других видах деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, знакомством с жизнью и работой наших земляков, прославивших наш родной край, игры, вик-торины, и др.).
Входе реализации данного проекта, знакомясь с биографией Т. С. Мальцева, дети смогут узнать, как он любил землю, свой родной край и как трудолюбив был этот русский человек, смыслом жизни которого было служение своему народу.
Нами была проведена беседа с детьми подготовительной группы по теме предполагаемого проекта. Во время беседы мы обратили внимание, что многие дети имеют представление о тяжелом труде работников сельского хо-зяйства, знают, как хлеб попадает на стол, что хлеб надо беречь, однако не-обходимо наполнить усилить работу в данном направлении, наполнив ее но-вым содержанием.
При ответе на вопросы, касающихся личности Т. С. Мальцева, дети ис-пытывали затруднения, ничего не смогли сказать о его жизни и деятельности, но проявили большой интерес к знаменитому хлеборобу. Значит, проект «Главный хлебороб земли Курганской мы приступили к работе. А итоговым мероприятием проекта стало возложение цветов к памятнику Т. С. Мальцева.
Цель проекта: создать условия для формирования гражданско-патриотической компетенции и активной социальной позиции на примере жизни и деятельности нашего знаменитого земляка Терентия Семеновича Мальцева.
Задачи:
- формировать представления детей о знаменитом хлеборобе Зауралья, раскрыть величие трудового, научного и жизненного подвига выдающегося земледельца, смыслом жизни которого было служение своему народу;
- расширять первоначальные представления детей о процессе выращивания и производства хлеба, донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей;
- развивать ретроспективный взгляд на процесс выращивания хлеба, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать духовно-нравственные качества личности ребенка;
- способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе игровой и продуктивной творческой деятельности;
- обогащать словарный запас детей.
Ожидаемые результаты:
-освоение доступных знаний об истории родного края, зауральском кудеснике полей;
- воспитание духовно-нравственных качеств личности;
- повышение уровня познавательной активности детей;
- приобретение детьми новых социальных навыков социального обще-ния со взрослыми и сверстниками. Умение выражать свое мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
Предполагаемый продукт: познавательные презентации, составлен-ные усилиями педагогов ДОУ:
-Виртуальная выставка (книги Т. С. Мальцева и о Т. С. Мальцеве);
- «Дом-музей Т. С. Мальцева»;
- «Памятник знаменитому хлеборобу»;
- «Поле моя жизнь, моя радость»;
- «Фото отчет» (стоп кадр).
Систематизированы мультимедийные приложения по теме проекта.
Информационные ресурсы: Интернет-ресурсы, печатные издания, конспекты мероприятий.
Механизм реализации проекта
1. Подготовительный этап.
2-я неделя сентября.
- Определение проблемы, цели и задач проекта.
- Беседа с детьми по теме проекта.
- Подбор литературы, Интернет – источников, мультимедийных приложений, наглядного материала, конспектов мероприятий.
- Систематизация имеющегося материала в группе.
- Круглый стол «Введение в проблему».
2. Основной этап.
3-я, 4-я неделя сентября.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Беседа и рассматривание картин иллюстраций о труде хлеборобов.
- С/р игра «Пекарня».
ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»:
- НОД «Откуда к нам хлеб пришел на стол?».
Презентации: «Откуда к нам хлеб пришел на стол?», «Поле - моя жизнь, моя радость», «Как выращивали хлеб на Руси».
Чтение художественной литературы: «Дождь из семян» Ю. Крутого-рова, заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
Выставки в группе: «Хлеб всему голова», «Берегите хлеб», «Откуда пришел хлеб?».
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Прослушивание песен: «О Мальцеве» (слова и музыка Г. Заволокина, «Песня о хлебе» (в исполнении Л. Зыкиной).
ОО «Физическое развитие»
Русские-народные игры: «Плетень», «Гори, гори ясно».
1-я, 2-я неделя октября.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Беседа и рассматривание картин иллюстраций о технике для выра-щивания хлеба.
- С/р игра «Мы - хлеборобы».
ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»:
- НОД «Терентий Семенович Мальцев?». «Хвала рукам, что пахнут хлебом».
Презентации: «Жизнь и наследие Зауральского хлебороба?», «Дом –музей Т. С. Мальцева», «Берегите хлеба каждую частицу».
Кинохроника Зауралья: «Музей Мальцева» (Документальное кино, «Я клянусь – Душа моя чиста» (отрывки).
Чтение художественной литературы: «Синичкин хлеб» М. Пришвин, заучивание стихов.
Выставки. Посещение выставки по теме, организованной социальными партнерами.
Д/и «Разложи по порядку».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Занятие по изодеятельности «Не будет хлеба, не будет и обеда». Хоро-вод «Земелюшка – чернозем».
ОО «Физическое развитие»
Русские-народные игры: «Каравай», «Солнышко и дождик».
3-я, 4-я неделя октября.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Беседа и рассматривание картин иллюстраций о Т. С. Мальцеве.
- С/р игра «Хлебный магазин».
ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»:
- НОД «Зауральский кудесник полей».
Презентации: «Хлеб всему голова», «Виртуальная выставка» (книги о Т. С. Мальцеве и Т. С. Мальцева», «Берегите хлеба каждую частицу».
Кинохроника Зауралья: «В согласии с природой» (отрывки, «Народный академик» (отрывки).
Чтение художественной литературы: «Пахнет хлебом» перевод И. Токмаковой, заучивание закличек, потешек, скороговорок о дожде и сол-нышке.
Д/и «Сложи колосок».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Прослушивание песни «Колосок золотой» (слова И. Шеферана, музыка В. Шаинского).
ЛЕГО-конструирование: «Пшеничное поле», «Уборка урожая», «Мель-ница», и др.
ОО «Физическое развитие»
Русская-народная игра «Карусель».
1-я, 2-я неделя ноября.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
Игра «Что было до…» (выкладывание в определенной последователь-ности картинок – схем).
ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»:
- НОД «Штрихи к портрету Терентия Семеновича Мальцева». «Часть меня живет в этом памятнике».
Презентации: «Памятник Зауральскому хлеборобу», «Хлеб – чудо земли», «Как выращивали хлеб».
Кинохроника: «Метод Мальцева» (отрывки).
Чтение художественной литературы: «Вешний день пахать пора» (В. Воронько, заучивание стихов.
Д/и «Найди лишние ингредиенты».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Прослушивание песни «Русское поле» (слова Инны Гофф, музыка Яна Френкеля)
ОО «Физическое развитие»
Русские-народные игры по желанию детей. П/и «Калачи».
Работа с родителями.
Беседа родителей с ребенком «Заповеди о хлебе». Памятка «Вторая жизнь черствого хлеба». Информация: «Дом музей Т. С. Мальцева», «Интер-вью со скульптором памятника Т. С. Мальцева Ольгой Красношеиной «Часть меня живет в этом памятнике». Работа по оформлению выставки.
3. Заключительный этап
3-я неделя ноября.
- Круглый стол «Подведение итогов реализации проекта». Анализ, пер-спективы.
- Итоговая беседа с детьми по теме проекта.
- Возложение цветов к памятнику Т. С. Мальцеву в Заозерном микро-районе.