МААМ-картинки

Глазная гимнастика как средство профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста в районах Крайнего Севера

Ирина Зимовец
Глазная гимнастика как средство профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста в районах Крайнего Севера

Выступление на педсовете на тему: «Глазная гимнастика как средство профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста в районах Крайнего Севера»

Уважаемые коллеги, тема моего выступления: «Глазная гимнастика как средство профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста в районах Крайнего Севера».

Публикация «Глазная гимнастика как средство профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста в районах Крайнего Севера» размещена в разделах

Из всех органов чувств человека глаза считаются самым драгоценным даром природы. Зрение дает людям почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание.

Мы с вами проживаем в условиях Заполярья. Здоровье дошкольников-северян в значительной степени зависит от природных условий. Крайний Север с его многообразием экстремальных факторов, таких как: природно-климатические условия, ультрафиолетовое и кислородное «голодание» предъявляет организму человека высокие требования.

Суровые условия Арктики оказывают влияние не только на физическое здоровье детей, но и на их психологическое состояние. Спектр проблем, которые могут возникнуть у человека в Заполярье, известен как «синдром полярного напряжения». Это специфическая форма хронического психоэмоционального напряжения организма Этот термин впервые был предложен В. П. Казначеевым еще в 1974 году. За ним стоит не просто набор внешних симптомов, а некоторый внутренний механизм формирования особого состояния человеческого организма. Сложно найти часть организма человека, которая не страдала бы от влияния совокупности факторов окружающей среды на Крайнем Севере. Изменение светового ритма и дефицит естественного освещения оказывают колоссальное влияние на состояние здоровья детских глаз. А это уже повод начинать предпринимать конкретные меры.

Одной из форм профилактики нарушений зрения выступает зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз относится к здоровьесберегающим технологиям, это один из приемов оздоровления детей. Гимнастика для глаз – это специальный комплекс упражнений, позволяющий снять напряжение с глазных мышц, одновременно укрепив их.

Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в период от 1-го до 5-го года жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, его преломляющая сила и вес глазного яблока, что сказывается на способности глаза видеть предметы четко - остроте зрения. Острота зрения равняется 1,0 (т. е. норма, формируется у детей не сразу, а зависит от возраста. При рождении большинство детей склонны к дальнозоркости, и только с 6-ти лет увеличивается число детей с нормальным зрением. Однако от 3-х до 7-ми лет причиной понижения зрения у детей бывает и близорукость.

Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение:

- она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

- укрепляет мышцы век;

- снимает переутомление зрительного аппарата;

- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствует координацию движений глаз.

- создает положительный эмоциональный настрой.

Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах.

Отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях связанных со зрительным напряжением на 10-11й минуте в течение 2-3 минут; на 14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение трех минут, - в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развития речи (чтение, рассказывание, то на 11-13 мин. проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия – упражнения для глаз. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

Применяются разные варианты использования зрительных гимнастик : со стихами; с опорой на схему; с сигнальными метками; с индивидуальными офтальмотренажерами; с настенными и потолочными офтальмотренажерами; электронных зрительных гимнастик.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушений зрения, относятся:

- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

- использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

- чередование занятий детей с отдыхом;

- проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;

- контроль за правильной позой детей во время занятий;

- организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие детей;

- организация рационального питания и витаминизации;

- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Рекомендуемая литература для работы:

1. Автор: Рубан Элеонора Дмитриевна, Шереминская Людмила Георгиевна

«Мой ребенок носит очки».

2. Автор: Г. Г. Демирчоглян, А. Г. Демирчоглян «Улучшаем зрение»

3. Автор: Юрий Хван «Уникальный учебник защиты и восстановления здоровья вашего ребенка. Королевское зрение».

Вашему вниманию я представлю

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. Крепко зажмурить глаза (считая до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону.

Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. Выполняется сидя. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. Повторить 5-6 раз.

Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.

Выполняется сидя. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

Выполняется сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

Выполняется сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раза.

Продолжительность одной тренировки в пределах 3-5 минут. Обучать детей упражнениям для глаз можно, начиная уже с 2-3-х лет. Превратив эти упражнения из игры в привычку, можно добиться того, чтобы ребенок включал упражнения в комплекс поведенческих гигиенических процедур.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фитбол-гимнастика как средство формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста Тема: "Фитбол- гимнастика как средство формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста. " Жук Марианна Викторовна Инструктор физической.

Семинар для педагогов ДОУ «Физическая культура, как средство профилактики гиподинамии у детей дошкольного возраста» «Физическая культура, как средство профилактики гиподинамии у детей дошкольного возраста». Инструктор по физической культуре Авдеева Т. Н.

Проект «Здоровье животных Крайнего Севера» в старшей группеПроект «Здоровье животных Крайнего Севера» в старшей группе Технология индивидуализации обучения и развития «План-дело-анализ» Проект «Здоровье – это…» старшей группе Тема дня «Здоровье животных.

Автореферат «Макетирование как средство формирования представлений о животных Севера у детей 5–6 лет» Автореферат Слайд 1 Уважаемые коллеги вашему вниманию представляю свой проект на тему: Макетирование как средство формирования представлений.

Игра как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возрастаИгра как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста Повышенная агрессивность - одна из частых проблем детского коллектива. У агрессивных детей имеются трудности в общении, поведении. Агрессивность.

Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения у детей За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской.

Консультация для родителей «Фитбол-гимнастика-средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Фитбол-гимнастика – средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста». Приоритетное направление.

Коррекционно-оздоровительная гимнастика в детском саду как средство профилактики нарушений осанки и плоскостопияКоррекционно-оздоровительная гимнастика в детском саду как средство профилактики нарушений осанки и плоскостопия Под осанкой подразумевают непринужденную позу без излишнего напряжения мускулатуры, которую человек обычно принимает в положении сидя и.

Обобщение материала по теме «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Обобщение материалов по теме: «Пальчиковая гимнастика, как средство, развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Известному.

Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста «Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста». Из всех органов человека глаза считаются самым драгоценным даром. Зрение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Глазная гимнастика как средство профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста в районах Крайнего Севера
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 13:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД