Папки-передвижки

Игра как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста (4 фото)

Павлова Татьяна Николаевна
Игра как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Повышенная агрессивность - одна из частых проблем детского коллектива. У агрессивных детей имеются трудности в общении, поведении. Агрессивность - это не эмоции, а форма поведения.

Одной из причин детской агрессивности является семья с агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители сами не умеют справляться со своими эмоциями и не могут научить этому своего ребенка.

Публикация «Игра как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Почти в каждой группе детского сада встречаются дети с признаками агрессивного поведения : они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди агрессивных детей чаще встречаются мальчики.

Детей бывает обычно немного (один-два, но они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность группы возрастает. Воспитателям приходится нелегко с ними: они не знают, как поступать с агрессивным ребенком. На этих детей жалуются родители тех, кого они обижают, что приводит к конфликтам между родителями.

Характерные особенности агрессивного ребенка :

- Слишком говорлив.

- Чрезмерно подвижен.

- Не понимает чувств и переживаний других детей.

- Часто ругается со взрослыми.

- Создает конфликтные ситуации.

- Перекладывает вину на других.

- Суетлив.

- Импульсивен.

- Часто дерется.

- Не может адекватно оценить свое поведение.

- Имеет мускульное напряжение.

- Часто специально раздражает взрослых.

- Мало и беспокойно спит.

Агрессивные действия ребёнка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутвержлении.

Агрессивное поведение может быть непосредственным, т. е. прямо направленнным на раздражающий объект, либо смещенным, когда ребёнок по каким-либо причинам не может направить агресссию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Например, ребёнок направляет агрессивные действия не на обидевшего его старшего брата, а на кошку, т. е. брата не бьёт, но мучает кошку. Зачастую мы наблюдаем, когда в группе детского сада мальчики направляют агрессию на девочек.

Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т. е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.

Внутренняя агрессия – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

Важно научить малыша выражать гнев и свою агрессивность в приемлемой, безопасной для себя и окружающих форме.

Взрослым по отношению к агрессивным детям следует быть внимательными и доброжелательными! Агрессивному ребёнку необходимо разряжаться, важно научить его избавляться от накопившегося раздражения, дать ему использовать переполняющую его энергию в "мирных целях".

Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: "Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей". Необходимо, чтобы у ребенка было как можно больше возможностей разряжать накопившуюся негативную энергию. Активным, склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении. Это могут быть и групповые спортивные секции и спортивный уголок дома, во дворе где он будет делать то, что хочется, лазить, прыгать, бросать мяч и пр. Как правило, агрессивные дети не умеют выражать свои чувства, они их подавляют, загоняют внутрь, не проговаривают, не пытаются понять. Результат - неизбежные срывы дома, на близких, в привычной обстановке, где ребенок привык расслабляться. Это не приносит ребенку облегчения, он чувствует себя виноватым, особенно если его за это наказали, отсюда еще большие срывы в дальнейшем, причем, следующий срыв будет еще более бурным и продолжительным.

В начале года я провожу диагностику для выявления тревожных, агрессивных детей.

Для выявления агрессии у детей дошкольного возраста, выяснения ее причин можно использовать следующие методы диагностики:

- наблюдение;

- беседа и анкетирование родителей и воспитателей;

- проективные методики: рисунок "Несуществующее животное", «Кактус», «ДДЧ».

Профилактическая работа может строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т. е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. В игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста расширяются социально-нравственные ориентации и чувства детей :

- обогащаются представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;

- дошкольники учатся прочитывать эмоции в мимике и жестах, интонации речи и соответственно реагировать. Воспитатель побуждает детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: пожалеть обиженного, утешить, угостить, разделить переживаемые чувства;

- углубляются представления о семье, родственных отношениях. Дети приучаются активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким. Речь детей обогащается вежливыми речевыми оборотами. Дети осваивают разные формы приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;

- развиваются умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;

- углубляются представления старшего дошкольника о себе, о своем организме, о своих личностных качествах, возможностях, достижениях.

Для снижения уровня агрессивности детей проводились :

- игры – иммитации (когда мы превращаемся в цветы, звёзды, животных и т. п.);

- релаксация;

- игры –саморегуляции (технология Н. Л. Кряжевой «Игротерапия - развитие эмоционального мира детей»);

- подвижные игры;

- настольные игры;

- эмоционально-развивающие игры, повышающие эмоциональный тонус, развивающие чувство юмора, легкости в общении со сверстниками, физически раскрепощающие детей.

Освобождающие игры типа всевозможных «бросалок», «кричалок» - это своеобразный канал для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме.

Рекомендуется включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом психолог должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться.

Однако не стоит подавлять отрицательные эмоции, лучше дать им выход. Дошкольники могут «выпустить пар» в игровой деятельности. Предлагаю вашему вниманию несколько игр для преодоления детской агрессии.

«Волшебный мешочек»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Ход игры: если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей, предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.

Игра как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Фото №1 Повышенная агрессивность одна из частых проблем детского коллектива

«Головомяч»

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате".

Фото №2 Агрессия детская агрессивность агрессивных детей имеются трудности в общении поведении Фото №3 Агрессивность это не эмоции а форма поведения

Очень детям нравятся игры с подушками: "Петушиные бои", "Выбивалки" и т. д.

В процессе игр дошкольники становятся более внимательными друг к другу, замечают действия и настроение других, стремятся помочь и поддержать партнёров.

В конце года при повторной диагностике наблюдается динамика, уменьшилось количество агрессивных детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Корригирующая гимнастика как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возрастаКорригирующая гимнастика как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста Говоря о здоровье дошкольника, нельзя не остановиться на такой важной проблеме, как нарушения осанки. По данным Научно - Исследовательского.

Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».

Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения.

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №41. Хамутько Ольга Ивановна, воспитатель второй младшей группы. Игровая.

Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их разрешение. Глобальные изменения климата,.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста Коррекционно- развивающая работа педагога психолога по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. В последнее время.

Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие.

Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста Важнейшей особенностью дошкольного детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста». Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Театрализованная игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста МАДОУ детский сад №83 общеразвивающего вида Винокурова Ольга Владимировна Театрализованная игра как средство нравственного воспитания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 июля 2017 в 11:01
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Павлова Татьяна Николаевна (УИ 50541) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД