Гульсиня Гибадуллина
Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 утвержден ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. В документе определено: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Публикация «Проект „Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Именно игра, в том числе и подвижная, как основной вид детской деятельности, способствует решению этих задач. Подвижная игра — одно из важнейших средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
1. Актуальность
проекта обусловлена тем, что дошкольное детство – это период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В настоящее время дети часто испытывают «двигательный дефицит». Дети мало играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике, профессиях взрослых. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д. Данный проект поможет детям познакомиться с новыми играми, получить опыт самостоятельной организации подвижных игр со сверстниками.
2. Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта: создать условия для развития у детей интереса к подвижной игре.
2.2 Задачи проекта:
1. Разучить с детьми новые подвижные игры, углублять знания детей о традициях разных народов.
2. Воспитывать при проведении подвижных игр уважение к товарищам по играм, требовательное отношение к выполнению правил игры.
3. Развивать способность самостоятельно выбирать и организовывать подвижные игры.
4. Укреплять здоровье детей, развивать выносливость, ловкость.
2.3 Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
3. Проектное решение
(основные идеи проекта, отражающие его новизну):
Моя семья. Изучение традиций своей семьи, детских подвижных игр родителей, бабушек и дедушек
Мои друзья. Знакомство с традициями семей других детей группы.
Моя страна. Поиск, разучивание и введение в игровую практику группы народных и обрядовых игр России и постсоветского пространства.
Моя планета. Знакомство с подвижными играми мира.
Моя игра. Формирование у детей «позиции субъекта» в игре – быть инициатором, организатором игры, проявлять самостоятельность.
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта: 01.09.2017 – 31.05.2018
4.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный 01.09.2017 – 30.09.2017
2. Основной 01.10.2017 – 30.04.2018
3. Заключительный 01.05.2018 – 31.05.2018
5. Программа проектных мероприятий
№ п\п Комплекс мер Место проведения Срок проведения ответственный
Этап 1
1. Анкеты для родителей «Игры вашего детства».
Родительское собрание. Сентябрь 2017. Воспитатели группы.
2. Изучение (через личные беседы) возможности родителей по изготовлению атрибутов для подвижных игр.
Группа. Сентябрь 2017 Воспитатели группы
3. Изучение методической литературы по теме.
Методический кабинет 01.09.2017 -20.09.2017 Воспитатели группы, старший воспитатель.
4. Подбор атрибутов.
Группа, музыкальный зал, методический кабинет 01.09.2017 -30.09.2017 Воспитатель, музыкальный руководитель
5. Консультация о значении подвижных игр.
Группа Сентябрь 2017 Воспитатели группы
6. Составление картотеки подвижных игр для детей старшего возраста. Методический кабинет. В семьях детей. Сентябрь 2017. Воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители
Этап 2
1. Изучение картотеки «Игры нашего детства», созданной родителями, выбор игры, разучивание.
Группа. Периодически, в течение реализации проекта. Воспитатели группы.
2. Просмотр презентации «Играют дети планеты»
Группа. 01.10.2017 – 05.10.2017 Воспитатели группы
3. Заучивание считалок для выбора ведущего (водящего).
Группа, занятия по речевой деятельности. Периодически, в течение реализации проекта. Воспитатели группы.
4. Подвижные игры с музыкальным сопровождением.
Музыкальный зал. В течение срока реализации проекта. Воспитатели, музыкальный руководитель.
5. Развлечение с опорой на народные игры «Рождество»
Музыкальный зал. 10-15.01.2018. Воспитатели, музыкальный руководитель.
6. Совместная с родителями поисковая деятельность «Зимние забавы» (поиск игр со снегом с использованием Интернет-ресурсов).
Семьи детей. 01.01.2018 – 10.01.2018. Родители, дети.
7. Развлечение «Весёлая Масленица»
Спортивная площадка. Февраль 2018. Воспитатели, музыкальный руководитель.
8. Разучивание татарских народных игр в ходе подготовки к празднику «Сабантуй».
Группа, участок, музыкальный зал. 01.04.2017-30.04.2018. Воспитатели, музыкальный руководитель.
Этап 3
1 Оценка итогов реализации проекта для выступления на педагогическом педсовете Методический кабинет 01.05.2018 -10.05.2018 Старший воспитатель, воспитатели
2. Подготовка презентации об этапах реализации для демонстрации на педагогическом совете Методический кабинет 15.05.2018 – 25.05.2018. Воспитатели
3. Подготовка электронной картотеки подвижных игр
Методический кабинет 15.05.2017 – 25.05.2018. Воспитатели, старший воспитатель
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Расширился кругозор детей, обогатился игровой опыт.
2. При проведении подвижных игр дети стали доброжелательнее, внимательнее относиться друг к другу, точнее выполнять правила подвижных игр, спокойнее относиться к поражению в игре.
3. Дети научились самостоятельно выбирать, организовывать подвижные игры (выбирать считалкой ведущего, подбирать атрибуты, играть).
4. Дети стали более ловкими, выносливыми, увеличилась кратность повторения игр.
7. Риски реализации проекта и пути их преодоления
Мотивационные :
Условия возникновения:Недостаточная активность родителей
Пути преодоления: Беседы (консультации, разъяснения) о необходимости сотрудничества для достижения общих целей
Организационные
Условия возникновения: :Введение в ДОО карантинного режима. Проведение незапланированных мероприятий районного (городского масштаба).
Пути преодоления: Здоровьесберегающие технологии. Перенос даты проведения
Заключение
Проектная деятельность на тему: «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» показывает, что через подвижную игру дети познают мир – сложный, динамичный.
Знакомство детей с новыми подвижными играми позволяет педагогам расширить и углубить знания детей о традициях народов Поволжья, в том числе – Республики Татарстан, о детских играх народов мира, а также лучше узнать традиции собственной семьи.
Проектная деятельность дает возможность активизировать родителей, помочь им приобрести знания об организации досуга детей, даёт некоторый опыт совместной с детьми поисковой деятельности, что, безусловно, пригодится в дальнейшем, в школе.
Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» утверждает нас в мысли, что даже самые простые подвижные игры развивают силу, выносливость, ловкость, сообразительность, вырабатывают волю, характер, самостоятельность, творческую инициативу, находчивость. Они способствуют умению быстро ориентироваться в окружающей действительности.
Нужно приобщать детей к подвижной игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Список использованных документов и источников информации
Основная литература:1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 25 ноября 2013 г. // «РГ» - Федеральный выпуск №6241 (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384).
Дополнительная литература: 1. Былеева Л. В. Коротков И. М. Подвижные игры. - М. : ФиС, 2002. Вильчковский Е. С. Подвижные игры в детском саду. – М. : «Просвящение», 1983.
2. Воробей Г. В. Народные игры и забавы. – К. : 1995,
3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1983.
4. Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.
5. Детские подвижные игры народов СССР Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. — М. : Просвещение, 1988.— 239 с: ил.
6. Жуков М. Н. Подвижные игры. Издат. центр академия, 2000.
7. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
8. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
9. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
10. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
11. Тотенаев Б. Т. Казахские национальные игры. — Алма-Ата: Казахстан, 1976. — 144 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.maam.ru/
2. http://www.firo.ru/
3. http://nsportal.ru/