Папки-передвижки

ГМО. МК «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологических сказок»

Ольга Полежаева
ГМО. МК «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологических сказок»

1 слайд заставка

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс: «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста через экологические сказки

2 слайд экология

Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу

3 слайд эк сказка

Публикация «ГМО, МК „Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологических сказок“» размещена в разделах

Экологическая сказка – это один из словесных методов экологического образования детей.

Экологические сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и взаимоотношения людей со средой обитания.

Экологические сказки воспитывают в детях культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе.

Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.

4 слайд формы работы

У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании познаний ребёнка отводится экологической сказке.

Какие же возможны формы работы с экологической сказкой?

Чтение сказок

Цель: в увлекательной форме повествования с элементами загадочности дать точную и достоверную научную информацию детям.

При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально описывать в сказке возникновение познавательной потребности и интересов у главных героев. Тогда ребенок, сопереживая герою, сам проникается интересом к описываемым событиям.

Театрализация

Цель: Театрализация

Цель: развитие художественных способностей, творческого потенциала, способности к межличностному взаимодействию, дает возможность выражать свое эмоциональное отношение к проблемной ситуации, возникающей в сказке.

Исправление ошибок

Цель: развитие познавательного интереса путем нахождения неточностей и установления правильных взаимосвязей между объектами.

Составление новых или дополнение уже существующих сказок

Цель: становление ценностного отношения детей к окружающей природе в процессе познавательной и творческой деятельности.

5 слайд

Алгоритм составления сказок представлен для вас памяткой.

6 слайд ошибки

А сейчас я предлагаю разделиться на группы. Две будут исправлять ошибки в сказках, другие попробуют дополнить экологические сказки, и еще две займутся их театрализацией.

Практическая часть.

7 слайд книги

Все мы понимаем, что любая экологическая сказка является авторской. Сказку можем сочинить и мы сами, и дети. Но не стоит забывать о сказках известных всем авторов.

Вернёмся к такой форме работы как чтение сказок. Я хочу предложить вам послушать сказку «Великий дирижер».

Великий дирижер всего живого – солнце. Вот оно взметнуло лучи над горизонтом — и грянул хор. Опустило вечерний луч, словно дирижерскую палочку, и все притихло. Утихли голоса, чуть слышны шорохи листьев. Солнце скрылось за горизонт, погас свет, звуки дня сменяют тихие звуки ночи. Во всех лесах из всех дупел летяги высунули глазастенькие головки.

А рано утром, когда солнце еще за другой половиной земли, и нам ничего не видно, оно снова подает особый знак своим диким детям: пора! И все летяги во всех лесах дружно прячутся в дупла.

Великий дирижер, повелитель жизни: взмах лучей вверх – и все пробудилось, лучи вниз – и все снова спит. Ритмы жизни, мелодия дня и ночи. Солнце командует верзилой медведем и крохой летягой. Рыбой, лягушкой, ящерицей. Стеблем, листком и цветком. И нами.

Давайте поразмышляем над сказкой.

Вопросы

Кто же является великим дирижером всего живого? (Солнце)

Давайте перечислим качества этого дирижера: (дарит тепло, радость, свет)

Как вы думаете, кто в оркестре дирижера самый послушный, прилежный и искусный музыкант и почему? (человек,

Каким должен быть человек, чтобы его можно было назвать прекрасным музыкантом в оркестре природы? (заботливым, аккуратным, воспитанный)

Как вы думаете, в природе только один великий дирижер? Кого еще вы могли бы назвать великим дирижером всего живого? (вода, воздух)

8 слайд смайлики

Всех благодарю за работу. У вас всех есть памятки по составлению экологической сказки. К ним прикреплена небольшая бумажка со «смайликами». Оцените, пожалуйста, мастер-класс и на выходе положите в эту коробочку.

9 слайд конец

Спасибо за внимание!

Печатные материалы для проведения МК

Исправь ошибки «Зимой в лесу»

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видны следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке?

-Это следы ежа, - сказал Петя.

-Нет, это не ежик пробежал, а суслик, - возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят

в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится

равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой?

-Это сойка, давайте ее поймаем, - сказал Петя.

Ошибки:

Исправь ошибки «Путаница»

Раз медведь с ежом втроём

Шли по лесу зимним днём.

Видят, в чаще, между лип,

На пенёчке вырос гриб.

- До чего же гриб хорош! –

Говорит медведю ёж, -

Из него уху, сосед,

Сварим завтра на обед.

А вокруг кружит метель:

Как-никак в лесу апрель!

Ты, дружочек, не зевай:

Все ошибки сосчитай!

Ошибки:

Дополните сказку «Сила Дождя и Дружбы»

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

— Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

Надоела жара. А Дождя всё не было.

— Дедушка Медведь, — прожужжала Пчёлка, — подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

— А ты найди вольный Ветер-ветерок, — ответил старый мудрый Медведь, — он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде…

Дополните сказку «Подсолнечник»

Однажды девочка Маша уронила семечку на землю, прямо рядом с окном своего дома, где всегда была тень. После того как прошел дождь, Маша заметила небольшой росточек, стала за ним ухаживать, поливать. Но как бы Маша ни старалась, росточек с трудом подрастал, и тогда она спросила у папы: «Папа, почему я каждый день поливаю росточек, рыхлю землю, а он не растет?»…

Инсценировка сказки «Благородный гриб»

Автор: На уютной лесной поляне, усыпанной цветами, росли два гриба – белый и мухомор. Росли они так близко, что если б хотели, могли бы обмениваться рукопожатиями.

Как только ранние лучи солнца будили все растительное население полянки, гриб-мухомор всегда говорил своему соседу:

Гриб - мухомор: — Доброе утро, приятель.

Автор: Утро частенько выдавалось добрым, однако белый гриб никогда не отвечал на приветствия соседа. Так продолжалось изо дня в день. Но однажды на обычное мухоморово «доброе утро, приятель», белый гриб сказал :

Белый гриб: — Как же ты, братец, навязчив!

Гриб - мухомор: — Я не навязчив, — автор скромно возразил мухомор. Гриб - мухомор – Я только хотел с тобой подружиться.

Белый гриб: — Ха-ха-ха, — автор засмеялся белый. – Да неужели ты думаешь, что я стану заводить с тобой дружбу!

Гриб - мухомор : — А почему бы и нет? – автор добродушно спросил мухомор.

Белый гриб: — Да потому что ты – поганка, а я… а я – благородный гриб! Вас, мухоморов, никто не любит, потому что вы ядовиты, а мы, белые, съедобны и вкусны. Сам посуди: нас и мариновать, и сушить, и варить, и жарить можно. Люди нас любят и ценят. А вас – почти не замечают, разве что ногой пнут. Верно?

Гриб - мухомор :— Верно, — автор печально вздохнул мухомор. – Но зато посмотри, какая у меня красивая шляпка! Яркая и веселая!

Белый гриб: — Хм, шляпка. Кому нужна твоя шляпка.

Автор: И белый гриб отвернулся от соседа.

А в это время на полянку вышли грибники –девочка со своим старшим братом.

Девочка:— Грибы! Грибы! – автор весело закричала девочка, увидев наших соседей.

Брат:— Верно, — автор сказал брат и добавил, - да это белый гриб!

Автор: Он срезал его под самый корешок и отправил в корзинку.

Девочка:— А этот? – автор спросила девочка, указывая на мухомор.

Брат:— А этот оставим, он нам не нужен.

Девочка:— Почему?

Брат:— Он ядовитый.

Девочка:— Ядовитый! Значит, его нужно растоптать!

Брат:— Зачем же. Он полезный – злые мухи садятся на него и погибают. Белый гриб благородный, а мухомор – полезный. А потом, посмотри, какая у него красивая, яркая шляпка!

Девочка:— Верно, — автор согласилась девочка. – Пусть стоит.

Автор: И мухомор остался стоять на цветастой полянке, радуя глаз своей ярко-красной в белую горошинку шляпкой…

Инсценировка сказки «Маленький росточек»

Автор: Однажды весенним утром выглянуло солнышко и сказало :

Солнышко: -Где-то в цветочном горшке у одной маленькой девочки крохотный росточек спит в зёрнышке, пойду-ка я и разбужу его.

Автор: Солнце стало светить изо всех сил, согрело землю, добралось своими тёплыми лучиками до зёрнышка и разбудило его своим нежным прикосновением.

Солнышко: – Росточек! Пора выходить.

Росточек: – Я не могу, я в зёрнышке.

Солнышко:– Собирай все свои силы и вылезай из зёрнышка. Выходи цвести в сад.

Росточек:– Но я не могу. Нет, не могу. Зёрнышко слишком твёрдое.

Автор: Солнышко загрустило, но вдруг сказало :

Солнышко:– Знаю, кто сможет тебе помочь, – это дождик, но я не могу его позвать. Мы с ним не дружим. Когда приходит дождь, то меня закрывают облака. Может быть, он сам придёт. А теперь мне пора уже спать. Я вернусь завтра.

Автор: В это время дождик подумал:

Дождик: -Где-то в цветочном горшке есть росточек, такой маленький, он спит в зёрнышке, пойду-ка я его разбужу.

Автор: Дождик стал поливать землю изо всех сил.

Дождик: – Тук-тук, росточек. Пора выходить!

Росточек: – Я не могу, – я в зёрнышке.

Дождик: – Расти изо всех сил, я помогу тебе. Когда оболочка у зёрнышка промокнет, она станет мягкой, и ты сможешь прорвать её.

Автор: Вскоре от сырости оболочка совсем раскрылась, и росточек смог выбраться из зерна. В земле было очень темно, но солнышко снова вернулось, оно окружило росточек своим теплом и зашептало:

Солнышко:– Мне не очень нравится твой вид, ты слишком бледненький, ты просто похож на беленького червячка, тебе обязательно нужны мои золотые лучи, они подарят тебе зелёный цвет, листья и цветы.

Автор: Росточек потянулся, выпрямился, зацепился своими корешками за землю и выбрался на свет. Он появился во время дождя.

Росточек: – Спасибо, милый дождик, ты мне помог не меньше солнышка, земля теперь стала совсем мягкой. Я так счастлив оказаться в саду.

Автор: Наконец, растеньице зацвело.

Случилось так, что в одно и то же время солнышко и дождик пришли посмотреть на растение. Оно очень удивилось, увидев их вместе.

И тут случилось чудо – через всё небо протянулся волшебный разноцветный мост. Весь мир замер от восхищения и залюбовался прекрасной радугой, родившейся от дружбы солнышка и дождя.

Алгоритм составления сказок.

1. Определяется место, где будут разворачиваться события.

2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.

3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека:

хвастливый, важный, веселый, грустный. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.

4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди.

5. Описывается случай.

6. Составляется текст от имени каждого героя по отношению к случаю.

7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.

8. Придумывается название сказки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование интереса у дошкольников к профессии мастер по лозоплетению посредством конструирования Тема: Формирование интереса у дошкольников к профессии мастер по лозоплетению в нашем Алексеевском районе через конструирование. Актуальность:.

Формирование познавательного интереса через игровую деятельность Тема:Формирование познавательного интереса через игровую деятельность. Умение играть ребёнок приобретает в процессе своего развития. Правильно.

Формирование познавательного интереса средствами установления причинно-следственных связей Формирование познавательного интереса средствами установления причинно-следственных связей. «Разуму свойственно размышлять, сознавать, то.

Формирование познавательного интереса в раннем возрасте Формирование познавательного интереса в раннем возрасте. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста посредством совместного со взрослыми экспериментирования Работа по самообразованию Воспитатели: Сапцына Е. Н. Цепелева Л. К. Тема: «Развитие познавательного интереса и познавательной активности.

План по самообразованию «Формирование познавательного интереса» «Формирование познавательного интереса детей среднего возраста по средствам ознакомление с природой родного края» Дошкольное детство является.

Программа по самообразованию «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста посредством экспериментирования» Утверждаю: Заведующий МКДОУ д/с №9 «Солнышко» ___М. Н. Опалева Программа по самообразованию во второй младшей группе.

Развитие познавательного интереса к природе посредством наблюдения на прогулках у детей младшего дошкольного возраста Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая; каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы. Значит.

Родительское собрание «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством экологических сказок» Цель: Формирование грамотного и культурного отношения детей и родителей к окружающей природе в процессе познавательной и творческой деятельности.

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность со взрослым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ГМО. МК «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологических сказок»
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 10:36
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД