Экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников

Ольга Николаева
Экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность со взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития познавательного интереса.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т. п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания. Процесс познания – творческий процесс и задача воспитателя – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.

Для работы с детьми мною был разработан перспективный план ознакомления детей с различными материалами, объектами и явлениями природы посредством опытно- экспериментальной деятельности. Данный план предусматривал организацию опытов и экспериментов в форме непосредственной образовательной деятельности, а также наблюдения и эксперименты на прогулке.

Экспериментирование с воздухом давало детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий («Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Живая змейка», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта»)

Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные состояния воды (Вода прозрачная, у воды нет вкуса, у воды нет запаха, лёд – твёрдая вода, пар – это тоже вода, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются, лёд легче воды, вода не имеет формы.

В процессе экспериментирования с песком дети имели возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок», «Ветер в пустыне», «Песок и камешки»).

Проведение экспериментов продолжалось на прогулках:

- рассматривание снежинок через увеличительное стекло;

- рассматривание сосулек;

- замораживание воды;

- рисование на снегу цветной водой;

- наблюдение за воздушным шаром на морозе и в группе;

- определение направления ветра;

- наблюдение за срезом сугробов;

- изготовление цветных льдинок;

- сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок;

- наблюдение за наполнением дождевой водой ёмкостей различной ширины;

- сравнение намокаемости тканей различной фактуры;

- рисование на сухом и мокром песке;

- что быстрее высохнет дерево или камень.

Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.

С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. Содержание уголка экспериментирования пополняется в соответствии с планом работы.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

доступность расположения.

Основное оборудование уголка:

- приборы-помощники: увеличительные стёкла, магниты, микроскопы;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, разнообразные семена, т. д. ;

- утилизованный материал: проволока, пластмассы, пробки и т. д. ;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики и т. д. ;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др;

- красители: гуашь, акварель, пищевые красители;

- медицинские материалы: пипетки, шприцы, резиновые груши и др. ;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, воронки, сито и др. ;

- картотека экспериментов.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Используются различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Таким образом, я сделала вывод, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимо-зависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые мы проводили с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование, как метод познавательного развития дошкольников «Детское экспериментирование, как метод познавательного развития дошкольников» 2018-19 год Актуальность темы: Дошкольное детство.

Геокэшинг — туристическая игра как средство развития познавательного интереса и творческой инициативы дошкольников Прежде чем раскрывать термин «Геокэшинг» я предлагаю рассмотреть понятия «познавательный интерес» и «творческая инициативность» Познавательные.

Мини-музей как средство развития познавательного интереса старших дошкольников «Мини-музей как средство развития познавательного интереса старших дошкольников» Дошкольный возраст – важная страница в жизни ребенка дошкольника.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Обитатели водоемов
  • Детские писатели
Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников
Опубликовано: 9 ноября 2019 в 16:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 ноября. Всемирный день ребенка

Чудо появления ребенка – самое значимое событие в нашей жизни. С рождением маленького человека каждый день окрашивается новыми красками – первая улыбка, первое слово, первый шаг. Любящие родители окружают...

19 ноября. День ракетных войск и артиллерии

Артиллерия – это бог войны, а офицеры-артиллеристы – элита любой армии. Потому что для этой профессии необходим высокий уровень подготовки (несмотря на то, что с приходом компьютеров громоздкие таблицы на...

Фотоотчёт о коллективной аппликации «Грибы в лукошке» с детьми средней группы
ЦЕЛЬ: формировать желание у детей дошкольного возраста участвовать в творческом процессе сообща. Задачи: продолжать учить детей правильно пользоваться...
Фотоотчет о выставке «Права глазами ребенка»
Фотоотчет выставки детских работ "Права глазами ребенка" Воспитатель: Дмитриева Елена Викторовна Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и...
Отчет о проведении акции «Научи ребенка ПДД»
С 29 октября по 2 ноября 2019г. в филиале «Титовский» МБДОУ Д/с «Золотой петушок» прошла акция «Научи ребенка Правилам дорожного движения». Основной целью...