УМА РАМАЗАНОВНА
Годовой отчет психолога гимназии за 2013–2014 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – психологическое здоровье детей.
Задачи :
1. Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата
2. Оказание своевременной психологической помощи и поддержка как детям, так и их родителям.
Решение данных
задач
проходит через различные направления деятельности:
1. Психодиагностика;
2. Коррекционная и развивающая работы;
3. Просвещение и консультирование;
4. Социально-психологичекая профилактика.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Публикация «Годовой отчет психолога гимназии за 2013–2014 учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2014
Групповая диагностика
Все диагностические мероприятия проводились в период с 01.09.13 по 25.05.14 учебного года, согласно плану и запросам участников образовательного процесса. По всем диагностическим исследованиям составлены заключения; с выводами и рекомендациями ознакомились учителя, родители и учащиеся на классных часах, родительских собраниях, совещаниях при завуче, педагогических советах.
На период 2013 - 2014 учебного года по параллелям первых классов применялись следующие диагностики:
Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека (сентябрь, май);
Проективная методика на выявление агрессии и тревожности у учащихся («Кактус»);
Диагностика Гудинаф - Хариса на выявление уровня IQ у первоклассников;
Проективная методика «Что мне нравится в школе», на выявление школьной мотивации.
В параллелях по первых классов была проведена диагностика об уровне развития готовности ребенка к школьному обучению, ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека. Тест состоит из трех заданий:
Рисование мужской фигуры
Подражание письменным буквам
Срисовывание группы точек
Данная методика проводилась в течение недели, в равных условиях, в одно и то же время, т. е. с 8:00 до 9:00 (в начале учебного года и в конце). В результате исследования среди первых классов было выявлено:
сильный средний слабый Оч. слабый
класс сентябрь/май сентябрь/май сентябрь/май сентябрь/май
1"1" 11 18 9 13 10 1 4 -
1"2" 11 20 16 11 6 1 4 -
1"3" 4 13 12 16 11 1 9 -
1"4" 4 10 14 16 8 3 4 -
1"5" 11 11 7 14 5 2 3 -
1"6" 2 8 15 18 7 - 4 -
1"7" 5 17 17 8 3 - 5 -
1"8" 15 9 17 15 3 - 6 -
68 106 107 111 53 8 39 -
В параллелях первых классов была проведена методика на выявление агрессии и тревожности у учащихся.
1"1" 1"2" 1"3" 1"4" 1"5" 1"6" 1"7" 1"8" всего
Агре. 16 21 17 17 14 19 12 8 12. 8 24 17 19 19 19 13 16 134
Диагностика Гудинаф-Хариса на выявление уровня IQ у первоклассников.
11 12 13 14 15 16 17 18 всего
100% IQ 2 2 5 2 4 1 3 2 21
90% IQ 8 13 6 2 7 1 15 2 54
80% IQ 12 11 12 14 12 16 8 10 95
70% IQ 9 2 4 3 2 5 1 - 26
Низ. уровень 3 - 2 4 2 6 - 6 23
Методика «Что мне нравится в школе», на выявление школьной мотивации.
11 12 13 14 15 16 17 18 всего
Выс. ур. ш/м 26 19 20 10 23 6 20 15 139
Сред. ур. ш/м 4 7 3 15 3 20 4 6 62
Негат. отн. к шк. 3 3 7 3 1 - 2 4 23
5 0 класс - экспериментальный класс, функционирует с 04.09.13г. На период с 2013-2014учебного года проводилось ряд диагностических мероприятий:
Методика Лускановой на определения школьной мотивации;
Методика определения межличностных отношения социометрия по Морено (сентябрь, май);
Методика определения школьной тревожности по Филлипсу (сентябрь, май);
Методика определения творческого мышления по Торренсу;
Методика определения вида одаренности;
Диагностика мотивационно-волевой сферы школьника. Изучение отношения к учебным предметам (по Казанцевой);
Диагностика «Дерево» (адаптация);
Диагностика удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса в ОУ (анкетирование).
Методика Лускановой на определение уровня школьной мотивации
в50 классе.
Кол-во учеников Высокая
(25-30) Хорошая
(20-24) Положительная (15-19) Низкая
(10-14) Негативное отношение
(ниже 10)
сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь
17 4 3 9 1 -
Результаты социометрии
Класс Лидеры Аутсайдеры Коэффициент сплоченности
сентябрь май сентябрь май сентябрь май
5 «0» 1 3 2 2 0,4 0,5
Тест Филлипса на выявление уровня школьной тревожности
в 5"0" классе.
Высокий уровень школьной тревожности Повышенный уровень школьной тревожности
сентябрь 2 2
май 1 2
Тест Торренса на выявление уровня творческого мышления.
По результатам теста, выявлено:
7 учеников со средним уровнем творческого мышления;
9 учеников с высоким уровнем творческого мышления.
Методика определения одаренности.
Количество одаренных учащихся по следующим видам:
Математика и техника –5учеников
Гуманитарная сфера – 5учеников
Художественная деятельность – 4ученика
Физкультура и спорт – 7учеников
Коммуникативные интересы – 4ученика
Природа и естествознание – 4ученика
Есть учащиеся у которых выявлены 3 и более вида одаренности:
Алишейхова Саида –физ. и спорт., гуманитарная сфера, коммуникативные интересы, природа и естествознание.
Османов Нариман – математика и техника, коммуникативные интересы, гуманитарная сфера.
Омарова Айшат -физ. и спорт., математика и техника, гуманитарная сфера, коммуникативные интересы.
Диагностика мотивационно-волевой сферы школьника.
Изучение отношения к учебным предметам (по Казанцевой)
в 50 классе.
Учащимся было предложено 15 мотивов обучения.
Выявлено следующее соотношение мотивов:
«Хочу стать грамотным»-75%
«Хочу учиться» –58%
«Хочу добиться полных и глубоких знаний» - 47%
«Хочу научиться самостоятельно работать» - 47%
«Хочу быть умным и эрудированным» - 41%
«Нравится получать хорошие оценки» - 41%
«Для расширения умственного кругозора» - 41%
Таким образом, мотивы по которым дети учатся, преобладает мирровозренческий мотив и личностный мотив.
Диагностика удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса в ОУ
Результаты анкетирования.
Кол-во учеников Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
17 - 13 4
Диагностика «Дерево»
Данная диагностика направлена на выявление уровня адаптации на конец учебного года. По результатам диагностики выявлено у одного ученика низкий уровень адаптации, остальные учащиеся со средним уровнем адаптации (16 учеников).
По параллелям 6-ых и 8-ых классах проводились ряд методик, изучающих протекание подросткового возраста:
Методика определения уровня школьной тревожности и агрессии учащихся (по Айзенку);
Методика определения уровня школьной мотивации учащихся (по Лускановой);
Социометрия, для выявления межличностных отношений внутри коллектива (по Морено);
Тест творческого мышления (поТорренсу)
Диагностика мотивационно-волевой сферы школьника. Изучение отношения к учебным предметам (по Казанцевой);
Методика по Айзен
ку [/u]
61 62 63 6А 6Б 6В всего
Агрессия 11 10 12 7 9 4 53
Тревожность 8 7 9 8 7 3 42
Методика Лускан
овой[/h3]
61 62 63 6А 6Б 6В всего
Высокая мотивация 5 6 1 2 6 3 23
Хор. мотивация 13 13 6 11 14 11 78
Полож-ое отношение 5 6 16 7 7 9 50
Низкая мотивация 2 - 4 1 1 2 10
Негативное отношение 1 1 - 2 - 1 5
Тест творческого мышление по Торренсу
61 62 63 6А 6Б 6В всего
Высокий ур. 7 4 11 3 2 3 30
Средний ур. 13 9 11 16 9 10 68
Низкий ур. 5 3 6 8 18 8 48
Результаты социометрии
61 62 63 6А 6Б 6В всего
Лидеры 2 2 3 3 3 3 16
Аутсайдеры 3 - 5 3 5 2 18
Коэффициент сплоченности 0,3 0,4 0,5 0,4 0,4 0,5
Среди параллелей 6 классов- 16 лидеров, 23 аутсайдера,
Из них: 1 класс с низким уровнем сплоченности,
3класса со средним уровнем сплоченности,
2 класс с высоким уровнем сплоченности.
Методика по Айзенку
81 82 83 8А 8Б всего
Агрессия 11 9 13 4 11 48
Тревожность 4 4 2 5 2 17
Результаты методики определения школьной мотивации
81 82 83 8А 8Б всего
Высокая мотивация - 3 1 1 1 6
Хор. мотивация 7 3 4 10 4 28
Полож-ое отнош 16 6 10 7 7 46
Низкая мотивация 2 4 4 2 4 16
Негативное отношение 1 9 2 - 2 14
Тест творческого мышления по Торренсу
81 82 83 8А 8Б всего
Высокий - 6 3 - 10 19
Средний - 8 13 - 5 26
Низкий - 10 4 - 8 22
Результаты социометрии
81 82 83 8А 8Б всего
Лидеры 2 5 2 1 3 13
Аутсайдеры 1 2 1 6 3 13
Коэффициент сплоченности0,5 0,4 0,5 0,1 0,5
Среди параллелей 8 классов - 13 лидеров, 13 аутсайдера.
Из них: 1 класс с низким уровнем сплоченности,
1 класс со средним уровнем сплоченности,
3 класса с высоким уровнем сплоченности.
Диагностика мотивационно-волевой сферы школьника. Изучение отношения к учебным предметам (по Казанцевой)
(8-ые гимназические классы)
Учащимся было предложено 15 мотивов обучения.
Выявлено следующее соотношение мотивов:
«Хочу стать грамотным»- 62%
«Хочу быть умным и эрудированным» -44%
«Хочу научиться самостоятельно работать» -31%
«Хочу учиться»- 27%
«Для расширения умственного кругозора» -25%
«Хочу добиться полных и глубоких знаний» 27%
«Нравится получать хорошие оценки»-10%
Таким образом, мотивы по которым дети учатся, преобладает мирровозренческий мотив и личностный мотив.
Индивидуальная диагност
ика[/b]
Целью индивидуальной диагностики является выявление личностных особенностей учащихся. В процессе индивидуальной работы с учениками использовались следующие методики:
- Дом, дерево, человек;
- Рисунок семьи;
- Несуществующее животное;
-методика определение продуктивности и устойчивости внимания (кольца Ландольта)
-анкетирование для слабоуспевающих.
За 2013 – 2014 учебный год было охвачено 23 учащихся.
2.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВ
АНИЕ[/h4]
За 2013 – 2014 учебный год было проведено:
Консультации с учениками - 128;
Консультации с учителями - 65;
Консультации с родителями - 41.
Основные проблемы, выявленные при обращении учащихся:
- межличностные отношения;
- профессиональное самоопределение учащихся.
Основные проблемы, выявленные при обращении педагогов:
- трудности в учебе;
- поведение учащихся;
- развитие межличностных отношений в классе.
Основные проблемы, выявленные при обращении родителей:
- трудности в учебе;
- проявление агрессивности;
- особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
По итогам обращения учащихся, учителей, родителей проводилась диагностическая, консультативная, коррекционно-развивающая работа.
С помощью совместной работы социально – психологической службы, завуча по воспитательной работе и классных руководителей с «группы риска» было снято 11 учащихся (с 1кл. -9 учеников, с 6кл. -2 учащихся)
3
. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩ
ЕНИЕ[/h4]
Одним из важных условий успешного взаимодействия учеников, родителей и учителей, создание социально – психологических условий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся, является пропаганда психологических знаний.
За 2012 – 2013 учебный год проведено родительские собрания в параллелях 1, 6,8-ых классов и в 50 классе по следующим темам:
В 1 классах на тему «Трудности адаптации первоклассника в школе».
В 50 классе, на темы:
«Профилактика наркомании. Адаптация и переход в среднее звено одаренных детей».
«Одаренные дети».
«Как помочь одаренным детям преодолеть трудности в обучении».
«Как сохранить здоровье учащихся».
«Инновационные технологии как фактор риска».
В 6 классах, на темы:
«Компьютерная зависимость»
«Инновационные технологии как фактор риска».
В 8 классах на следующие темы:
«Школьная мотивация. Способы повышения школьной мотивации»,
«Трудности переходного возраста»
На период 2013-2014 учебный год были проведены тренинговые занятия,
1-ые классы «Адаптация первоклассника» (7 занятий)
50 «Наш класс – это единый коллектив», на сплочение классного коллектива (3 занятия)
Классные часы в форме тренинга
:
«Давайте познакомимся»
«Как помочь другу, если ему одиноко?»
«Эффективные способы запоминания учебного материала»
8-ые классы «Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании».
Тренинг на снижение уровня тревожности и агрессии «Рассерженные шарики».
«Экстремизму и терроризму нет»
«Мир без наркотиков. Наркотики и их последствия для здоровья»
Беседа на тему «Молодежь против террора»
«Я и мои права»
«Права человека»
«Твори добро»
«Культура».
«Молодежь против терроризма»
«Права детей и их защита»
Было посещено всего 72 урока.
Выступление на МО «Повышение учебной мотивации у неуспевающих школьников»
10.10.13г. был посещен семинар в Республиканском медико-проф. центре. Тема семинара:«Стресс и здоровье» или «Как повысить физическую активность».
27.01.14. психологическая служба сопровождала учащихся гимназии №17 в стадион АНЖИ-АРЕНА на мероприятие посвященное встрече Олимпийского огня.