Дзарахохова Светлана
Годовой отчет психолого-педагогической деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Годовой отчет психолого-педагогической деятельности МКДОУ «Детский сад № 7» г. Алагира (дет. Сад №2)
за 2015-2016 учебный год.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
1. Количество групп – 4
1-я младшая – 28
2-я младшая – 27
средняя – 22
старшая – 16
Годовые цель и задачи работы д/с № 2
Цель: создание условий для обеспечения целостного и разностороннего развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Годовой отчет психолого-педагогической деятельности ДОУ» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
1. Продолжать работу по охране жизни, здоровья и физическому воспитанию детей, соблюдая двигательный режим и используя подвижные игры на занятиях и в повседневной жизни.
2. Развивать творчество дошкольников с помощью декоративно-прикладного искусства, изобразительной деятельности.
3. Совершенствовать работу по развитию диалогической связной речи через специально организованные игровые ситуации, театрализованную деятельность.
Цель и задачи работы педагога-психолога :
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.
Задачи:
1. Сохранение психологического здоровья детей.
2. Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
3. Разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.
4. Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.
5. Консультационная работа с родителями и педагогами.
7. Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
8. Психологическое сопровождение детей подготовительной
группы, подготовка к школе, мониторинг развития.
9. Подбор психологической литературы для самообразования родителей.
Направления работы на 2016 – 2017 уч. год
• Психопрофилактическая работа.
• Развивающая и психокоррекционная работа.
• Психодиагностическая работа.
• Консультационная работа.
• Просветительская работа.
• Методическая работа.
Психопрофилактическая работа
Психопрофилактическую работа планировалась и реализовывалась в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Для реализации психопрофилактической работы были использованы следующие циклы занятий по возрастным группам и основным направлениям:
средний
дошкольный возраст комбинированные занятия по развитию эмоциональной сферы (знакомство с базовыми эмоциями) и психических процессов, мелкой моторики;
старший
Комбинированные занятия по развитию коммуникативной сферы, психических процессов, мелкой моторики.
Психолого-педагогическая подготовка к школьному обучению (развитие школьно-значимых навыков)
Структура и форма групповых психопрофилактических занятий
Занятия проводились один раз в неделю в течение всего учебного года по подгруппам (максимальное количество детей в подгруппе 12 человек). Длительность одного занятия 15–30 мин (в зависимости от возраста). В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Все игры адаптированы к воспитанникам конкретной группы, построены с учетом особенностей их физического и психического развития.
Общая структура занятия:
• ритуал приветствия;
• пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения;
• развивающие игры;
• групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование;
• релаксационные упражнения и игры на сплоченность группы;
• ритуал прощания.
Основные методические приемы:
• ролевые игры;
• психогимнастические игры;
• коммуникативные игры;
• игры, направленные на развитие произвольности;
• игры, направленные на развитие воображения;
• терапевтические метафоры (поиск и нахождение ресурсов внутри себя для разрешения трудной ситуации с использованием элементов сказкотерапии) ;
• эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование) ;
Используемые программы и практические материалы:
• С. В. Крюкова, Н. П. Слободняк «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
• М. А. Чистякова «Психогимнастика».
• О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников».
• А. Ф. Ануфриев, Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М. : Изд. «Ось-89», 2001.
• Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Демонстрационный материал. — М. : Прометей, Книголюб, 2001; 2002.
• Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Демонстрационный материал. — М. : Прометей, Книголюб, 2001; 2002.
Психодиагностическая работа
Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям.
Познавательная сфера
1. Мышление:
— наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления) ;
— логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках) .
2. Память: запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.
3. Восприятие: формирование субъективного образа предмета
или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.
4. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев
рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.
Используемые методики:
1. Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников. Автор: П. А. Мясоед. Группы – средняя, старшая.
2. Индивидуальная диагностика познавательного развития. Комплекс методик. Автор Забрамная. Группы – подготовительная и разновозрастная.
Эмоционально-волевая сфера (по запросу)
1. Проявления агрессивного поведения.
2. Страхи.
3. Повышенная тревожность.
4. Симптомы психосоматики.
5. Эмоциональный комфорт в детском саду.
6. Личностная и волевая готовность к школе.
Коммуникативная сфера
Социометрия группы.
По результатам диагностики организуется подгрупповая и индивидуальная коррекционная работа.
Формы и виды работы:
Тестирование,
Анкетирование;
Наблюдение;
РАЗВИВАЮЩАЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Коррекционная работа проводилась по результатам диагностики, по запросам воспитателей, наблюдениям психолога по направлениям :
• психокоррекция эмоционально-волевой сферы (снижение психоэмоционального напряжения, саморегуляция, агрессивное поведение, личностные проблемы)
• психокоррекция коммуникативной сферы (нарушение взаимоотношений со сверстниками, в семье)
• психокоррекция познавательной сферы (низкий уровень развития познавательных процессов)
По пунктам 2 и 4 планируется продолжение работы на следующий год.
Основные методы коррекционных воздействий:
• индивидуальная игровая поддержка (подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно-ролевые игры) ;
• психогимнастика;
• элементы куклотерапии (с проигрыванием истории, сюжет которой является травмирующим для ребенка) ;
• элементы арт-подхода (работа с красками) ;
• релаксационные упражнения с использованием дыхательной техники ;
• игры и упражнения по развитию познавательных функций;
• игры по развитию психомоторики.
Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования, по наблюдениям, обратной связи с педагогами и родителями.
Подгрупповая психокоррекционная работа
В подготовительной группе, опираясь на результаты диагностики готовности к школе, проведена подгрупповая психокоррекционная работа, направленная на предупреждение школьной дезадаптации. Занятия проводились один раз в неделю с использованием стимульного материала и пальчиковой гимнастики.
Результаты коррекционной работы отслеживались в конце года, коррекционная работа дала положительную динамику, отраженную в итоговой таблице по готовности к школе.
Результативность
У 7 детей отмечаются стойкие позитивные изменения, 2 ребенка нуждаются в дополнительной работе по развитию волевой сферы
Консультационная и просветительская работа
Работа с родителями
Консультационная работа проводилась индивидуально по результатам диагностики, запросам родителей, воспитателей, по наблюдениям психолога.
Основные виды работы:
• индивидуальные консультации;
• выступления с сообщениями на родительских собраниях.
В 2015-2016 гг. были осуществлены следующие виды работ:
Индивидуальные консультации (консультирование родителей по результатам обследования познавательной сферы и эмоциональной сферы, консультации по запросам в течение года).
Основная тематика психологических консультаций размещенных в психологических уголках :
• «Адаптация к ДОУ»;
• «Агрессивность ребенка»;
• «Непослушание»;
• «Детские страхи»;
• «Низкий уровень развития познавательных процессов, развитие речи»;
• «Нестабильность эмоционального состояния»;
• «Гиперактивность»;
• «Коммуникативные навыки».
Работа с педагогами
В 2015-2016 гг. были осуществлены следующие формы работы с педагогами:
Индивидуальные консультации:
• консультации с воспитателями по результатам психологических диагностик, по результатам социограмм;
• по вопросам адаптации;
• по запросам педагогов.
Групповые консультации:
• практикум для педагогов на тему «Профилактика стрессов у педагогов»;
• консультация на тему «Снижение психоэмоционального напряжения у детей в течение дня»;
Методическая работа
В течение года проводились:
• обработка и анализ полученных результатов;
• подготовка к индивидуально-групповой работе;
• анализ психолого-педагогической литературы;
• заполнение отчетной документации;
• подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами;
• подбор методического и игрового материала;
• составление годового отчета.
Педагог-психолог 31.05.2016год
Дзарахохова С. К. ___