УМА ДЖАФАРОВА
Консультация «Голос ребенка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Самое главное в детском саду ребенок. Его надо слышать и слушать. Тогда выпускником детского сада будет здоровый, творческий и самостоятельный ребенок, но для этого нужно чтобы ребенок не боялся шагнуть в неизвестность и вышел из детского сада счастливым.
Современный уровень науки выяснил, что уже в перинатальный период проявляется «голос ребенка» (тошнота по утрам, головокружение, изменение вкусового режима дня мамы). «Голос ребенка» важен уже с группы кратковременного прибывания ребенка в детском саду.
Публикация «Консультация „Голос ребенка в детском саду“» размещена в разделах
Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Так каким детям легче адаптироваться? Тем, чьи родители готовили их к посещению детского сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, ребенка окружали книги с иллюстрациями, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями с группой заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту "тетю" несколько минут, а смог пообщаться с ней). Практика включения голоса ребенка возможна в окружении, где дети чувствуют свободу участия на уровне выбора, а значит что зона ближайшего развития представляет собой особое пространство освоения
культурных образцов. Поэтому предметно-пространственная среда выступает как набор стандартов, но, кроме того, действие с ними по усмотрению ребенка без давления со стороны взрослого открывает новые возможности, т. е. позволяет детям идти по творческому пути. В пространстве возможностей ребенок является инициатором. В нем голос ребенка отчетливо слышен.
Задача семьи — обеспечить возможность разворачивания пространства детской реализации, где ребенок мог бы воплотить свои идеи. Участие детей в обсуждении семейных проблем с правом голоса повышает их уровень морального сознания, что говорит о важности пространства реализации
У дошкольников есть ценнейшие качества, которые взрослым приходится восстанавливать иногда ценой огромных усилий: - это готовность играть, а в игре уже присутствует способность быть «самому себе режиссером», субъектом своего действия; - готовность экспериментировать и пробовать, в том числе пробовать свои собственные силы и границы в отношениях с другими людьми; -живостьвоображения; - любопытство.
«Голос ребенка» проявляется в постановке вопросов, в умении передавать свои идеи в рисунках, в воплощении своего замысла, в планировании своих идей. Ребенку важно понять и почувствовать, что его голос слышат и уважают. Дети уже граждане и должны обладать правом высказывания и должны получить этот опыт уже в детском саду. Поняв, как ребенок воспринимает окружающий мир, мы можем построить индивидуальное образование, оттолкнувшись от его вопросов и ответов. Поэтому дети должны быть окружены своими работами – свидетельствами своей состоятельности. Фотографии, записи текстов, видео, чтобы он видел свою продуктивность и свой рост. Тогда ребенок быстрее обнаруживает свое действие и осознает его. Это важно, чтобы ребенок умел ставить себе цели и оценивал свои достижения. Именно для это ребенку нужны в легком доступе папки со своими работами, которые он может листать, перебирать,
рассматривать, а также «говорящие стены», где вывешиваются детские работы : ребенку необходимо видеть свою продуктивность здесь и сейчас. Таким образом творческие творения ребенка начинают «работать» - и для самого автора, и мотивировать других детей.
Как услышать голос ребенка? Идея состоит не просто в том, что у детей должна быть возможность высказываться, а в том, что она принципиально важна для взросления и обучения. Если мы зададим себе вопрос, как дошкольник может выразить свое отношение к миру и его понимание, мы обнаружим, что дети делают это постоянно!
Они часто - задают вопросы (и будут задавать их чаще, если взрослый запишет вопросы, предложит всем подумать над заданным вопросом,
-отвечают на вопросы на понимание, у которых возможны разные ответы (и ответы будут становиться все менее стереотипными, если взрослый поддержит их разнообразие, - рисуют решение задачи – выражают свою идею в рисунке, который для дошкольника не всегда художественное изображение, часто – это схематическое изображение, предтеча письменной речи. И они будут делать это чаще, если взрослый с любопытством будет выслушивать и рассматривать, - воплощают свой замысел – придумывая танец или играя с рифмами, рисунок или даже мелодию, - пытаются планировать (и будут в восторге если взрослый предложит совместное планирование, - рисуют карты и чертежи, пытаясь отразить свое представление о пространстве, - делают фото-и видеосъемку, выбирая, что именно попадет в кадр (если в руки попадает камера, - сочиняют истории (и они будут становиться все более структурированными и оригинальными, если взрослый запишет их, поможет сделать собственную книжку и пр. ,
-и, конечно, играют (и игра будет становиться все более богатой, если у детей будет для нее достаточно времени и всяких штук, которые в игре могут превращаться во что угодно) Зачем слышать голос ребенка? А услышать голос ребенка действительно необходимо, и вот три веские причины. 1. Это дает ребенку возможность понять и почувствовать, что его уважают. Да, уважение проявляется в действиях: в том, делает ли взрослый паузу, чтобы выслушать или спешит ответить сам; задает ли вопрос, на который ему самому интересно услышать ответ, или такой, ответ на который ему самому уже известен заранее; интересуется ли детским рисунком или считает его каракулями; ценит ли детский замысел или все время предлагает образец и т. д. 2. Так можно сделать обучение осмысленным! Как известно, только с той самой ступени, на которой стоишь, возможно шагнуть на следующую. Поняв, как ребенок видит мир, мы можем построить действительно индивидуальное образование: оттолкнувшись от его вопроса, от его ответа, схемы, плана. И именно поэтому дети должны быть окружены своими работами – свидетельствами своей состоятельности. Фотографии, записи текстов, хроники событий, в том числе видео нужны ребенку, чтобы он видел свою продуктивность и свой рост. Тогда он быстрее обнаруживает свое действие, осознает его. Это важно, чтобы уметь ставить цели (в том числе по своему развитию - хочу научиться) и оценивать (я научился, а тут почти уже научился). Именно для этого нужны (в доступе у детей) свои папки, которые можно перебирать – листать – вспоминать. 3. И наконец, "голос ребенка" принципиально важно услышать самим взрослым! То, что есть у дошкольников – воображение, игра и креативность – востребовано в современном мире, но часто оказывается в дефиците у взрослых (в том числе воспитателей). Дети играли (хоть и по-разному) всегда, но только сейчас человечество доросло до понимания ценности игры. Мы доросли до
дошкольников! И в этом огромный ресурс для педагогов: если ты задашь правильный вопрос, ты услышишь много неожиданного; если ты запишешь детскую историю, ты поразишься неожиданным разворотам, если ты попробуешь включиться в игру, ты обнаружишь, как непросто придумать поворот сюжета. Таким образом ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это во многом облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. И мы, педагоги, должны всячески способствовать развитию в ребенке личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав
Список литературы:
1. Детское развитие : две парадигмы Н. Е. Веракса, ИИДСВ РАО, МГПУ, Москва
2. https://xn--80aabfbrlk8bdbdxj.xn--p1ai/?p=10526
3. https://dgb15.ru/kzr/stati_o_zdorove/42532/
4. https://vk.com/wall-194338976_2