Марина
Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей
▼ Скачать + Заказать документы
"Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым".
Ф. Вольтер
В настоящее время внимание к проблеме одарённых детей и их образования усиливается не только за рубежом, но и в нашей стране. Что мы, взрослые, работающие в дошкольном учреждении, можем сделать для детей с признаками одарённостями? Как их обучать, воспитывать, как развивать их дарование? На какие принципы следует опираться в образовательной работе с такими воспитанниками? Подобные вопросы всё чаще задают педагоги, психологи и родители.
Публикация «Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей» размещена в разделах
Следует отметить, что в последние годы в нашей стране уделяется большое внимание разработке государственных программ, направленных на развитие системы поддержки одаренных детей. Среди них:
1. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» определяет пять основных направлений развития общего образования, где в разделе «Ключевые направления развития общего образования» (второе направление, говорится о необходимости создания «Системы поддержки талантливых детей». Это означает, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течении всего периода становления личности.
Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых детей.
В рамках первого направления следует продолжить развивать сеть образовательных учреждений круглосуточного пребывания, в особенности для поддержки одарённых детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Следует распространять имеющийся опыт физико – математических школ и интернатов при ряде университетов России, учёт ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности. Для таких детей будут организованы слёты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшийся потенциал одарённости.
В рамках второго направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащихся каждой образовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизм учёта индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приёме в ВУЗы. Указанные направления работы найдут отражение в финансово – экономических механизмах, в том числе в рамках методик нормативного финансирования и новой системы оплаты труда педагогов.
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015годы предусматривает создание педагогических условий, которые обеспечивают одарённому ребёнку возможность раскрытия способностей, личностного и образовательного потенциала.
В концепции Федеральной целевой программы отмечается, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Один из таких вызовов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
В концепции отмечается, что серьёзной проблемой российского образования является то, что не сформирована система целенаправленной работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью. Она носит бессистемный характер. В этой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений дополнительного образования детей.
Исходя из выше сказанного, сам собой напрашивается вывод о том, что тот институт, который в наивысшей степени призван открывать, развивать, поддерживать и продвигать таланты – система образования – непреднамеренно выполняет противоположную функцию. И этот факт очевиден для всех участников образовательного процесса. Если в дошкольные годы конфликт (если он имеет место) между образовательным учреждением и одарённым ребёнком не столь явно проявляется, то в школе он зачастую принимает тупиковый характер, запуская при этом механизмы школьной и социальной дезадаптации.
3. «РАБОЧАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЁННОСТИ» раскрывает понятия одарённости на основе теоретических положений отечественной психологии, а также определение основных принципов в решении задач выявления, обучения и развития одарённых детей.
Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Список литературы
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (4 февраля 2010 г.)
2. Приоритетный образовательный проект «Образование»
3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Российская газета. - 2010. - Федеральный выпуск №5125 (5 марта).
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» (проект)
6. Токарь И. Е. Одаренные дети: на грани риска / И. Е. Токарь, Н. Е. Зарубина // Коррекционно-развивающее образование. – 2012. – №1. - С. 3 – 14.