Елена Титова
Готовность введения ФГОС в дошкольных группах при школе (1 часть-начало)
▼ Скачать + Заказать документы
Моё выступление будет построено следующим образом: сначала я немного коснусь вопроса введения ФГОС ДО, а затем расскажу о работе наших групп и готовности введения ФГОС ДО в дошкольных группах при школе.
1. На сегодняшний день целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Публикация «Готовность введения ФГОС в дошкольных группах при школе (1 часть-начало)» размещена в разделах
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих детям умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения каждому ребёнку социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих детей в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
С 1 января 2014 года вступил в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования.
Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Содержание программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста :
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
психолого-педагогическим условиям,
кадровым условиям,
материально-техническим условиям,
финансовым условиям,
развивающей предметно-пространственной среде.
В концептуальной части Программы дошкольного образования необходимо выделить такие формы работы, как проблемное обучение, метод проектов, и свободная деятельность детей
Дошкольные учреждения самостоятельно будут определять методики и формы занятий с детьми, за счет которых предполагают добиваться социализации и всестороннего развития ребенка. С учетом требований федерального стандарта каждая образовательная организация, реализующая программу дошкольного образования, должна будет разработать собственную образовательную программу на основе примерных федеральных программ или взять для реализации готовую программу, включенную в единый реестр (ФИРО). Их разрабатывает Минобрнауки РФ вместе с экспертным сообществом, и уже к лету текущего года педагогам будет доступно не менее семи примерных образовательных программ.
В стандарте нет прямых указаний научить малыша читать, писать и считать, но и противопоказаний к этому он в себе не содержит. Главный акцент делается на погружение в интеграцию, необходимости развивать индивидуальность ребенка, а не на его подготовку к школе. Весь процесс развития ребенка будет осуществляться в рамках ведущей деятельности — игровой. На любые формы и методы школьной модели обучения наложен запрет.
Таким образом, навыками письма, чтения и счета дошколята будут овладевать через игры, сказки, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и прочее.
2. Первая дошкольная группа при школе гостеприимно распахнула свои двери для детей в 2007 г. (февраль) А ровно через год открылась ещё одна группа. На сегодня при школе функционируют 2 дошкольные группы с общей численностью детей – 60. Педагогический состав - 3 воспитателя – все с высшим образованием и стажем работы более 10 лет, а также 2 пом. воспитателя. Режим работы групп : с 7.45 до 18.15 понедельник – пятница, суббота-воскресенье – выходные. Возраст воспитанников – от 5 до 7 лет. Со дня открытия и по сегодняшний день наш небольшой пед. коллектив начал свою работу с обеспечения организационной целостности воспитательно-образовательного процесса, создания условий для эффективной реализации образовательной программы и создания базы для апробации новых педагогических программ и технологий.
В этом году мы будем готовится к переходу на ФГОС ДО, но некоторые формы и методы мы уже используем в своей работе.
Каждый ребёнок уникален, по-своему неповторим. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. И наша задача – сохранить и развить его индивидуальность, любознательность и творческие способности.
Социальная действительность включает в себя весь окружающий мир, который окружает ребёнка и сопровождает всю жизнь, сильно воздействуя на него, питает его ум и душу. Поэтому мы придаём очень большое значение созданию предметно-развивающей среды в группах, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя в безопасности.
В течение всего учебного года мы обогащаем предметно-бытовую среду и оформляем развивающие стенды, которые также несут определённую информацию, доступную детям данного возраста. Находясь в такой среде, дети узнают, что мир обладает разными свойствами и качествами: он тёплый и холодный, шершавый и гладкий, сладкий и солёный. Ребёнок учится действовать с окружающими предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живёт. Предметы вводят ребёнка в мир взрослых, «информируют» его об этом мире, обогащают содержание социального опыта и влияют на всестороннее развитие малыша.
Планируя работу с детьми дошкольного возраста, мы устанавливаем взаимосвязь игр-занятий с другими формами организации учебно-воспитательного процесса: наблюдениями, экскурсиями, опытно-исследовательской деятельностью, беседами, чтением и просмотром видеофильмов, трудовой и продуктивной деятельностью, развивающими и творческими играми, общением с другими детьми, праздниками и развлечениями.