Марина Доможирова
Гражданско-патриотическое воспитание детей через художественно-эстетическое развитие «Мы — россияне!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Перевозский Нижегородской области «Детский сад «Жемчужинка»
Гражданско-патриотическое воспитание детей
через художественно-эстетическое развитие
«Мы – Россияне!»
Доможирова Марина Васильевна
воспитатель высшей квалификационной
категории
2018г.
Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание детей через художественно-эстетическое развитие „Мы — россияне!“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Единого подхода к определению «гражданско-патриотическое воспитание» не существует. Это целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убеждённость в значимости нравственных норм…»
Р. С. Буре
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания дошкольников заключается в том, что современные дети мало знают о своей семье, родном селе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушных к близким, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям.
На сегодняшний день материальные ценности преобладают над духовными, и у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, нацеленного на формирование преданности интересам Родины, готовности их защищать, выполнять долг перед своими близкими, родным посёлком, становление чувства ответственности за судьбу своей страны.
Цель работы: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
Задачи:
Образовательная – пробудить у детей живой, познавательный интерес, любознательность к истории и традициям Отечества, культурным достижениям, научным успехам и спортивным победам.
Развивающая – практически сформировать навыки осознанной деятельности по заботе о благосостоянии родного региона, страны в целом.
Воспитательная – становление патриотического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.
ФГОС ДО базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными областями:
Познавательная деятельность:
- знакомство с народами Поволжья;
- рассматривание народных костюмов:
- знакомство с природой Нижегородского края.
Чтение художественной литературы :
- пословицы и поговорки;
- народные сказки;
- стихи и рассказы о природе, о дружбе;
- стихи и рассказы о войне.
Музыкальная деятельность:
- слушание и исполнение народных и военных песен;
- исполнение народных танцев и хороводов;
- музыкальные игры и игры-хороводы;
- использование русских народных инструментов в оркестровках.
Игровая деятельность:
- дидактические игры «Народные промыслы», «Русский сарафан» и др.
Театрализованная деятельность:
- постановка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка» и др.
Физическое развитие :
- регулярные занятия по физической подготовке, позволяющие развить физические качества, закаливанию характера, подготовить себя к защите Родины.
Дети участвуют в государственных («День народного единства», «Праздник мам», «Новый год», «День птиц» и др.); народных («Осенины», «Рождество», «Масленица», «Пасха» и др.); военно-патриотических («День защитника Отечества», «День Победы») праздниках.
Содержание образовательной деятельности «Художественное творчество» в ФГОС ДО направлено на достижение целей формирования интереса к этической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей и самовыражении через развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
Все эти направления тесно связаны друг с другом.
Планируемые результаты:
- развитие творческих способностей;
- способность к самореализации, формирование активной жизненной позиции;
- знание и соблюдение норм общества;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
Посредством художественно-эстетического развития возможно эффективно осуществлять гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.
Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства в нашем ДОУ строится следующим образом:
- расширение и углубление опыта общения с миром природы;
- развитие художественно-эстетического воспитания;
- формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине.
Среди видов изобразительного искусства рисование – одно из самых интересных занятий для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребёнка, вызывает положительные эмоции. Как правило, дети любят рисовать, передавая в рисунке то, что их взволновало, что понравилось, что вызвало у них интерес.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, приобщаются к миру прекрасного, формируется эстетический вкус, благоприятное отношение к людям, позволяет ощутить гармонию окружающего мира, умиротворённость.
Работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Для маленького ребёнка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живёт он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
Работа по гражданскому воспитанию разделена на циклы :
1. Мой дом. Моя семья.
2. Мой детский сад.
3. Мой посёлок.
4. Россия-родина моя.
Таким образом, можно сказать, что художественно-эстетическое развитие играет большую роль в патриотическом воспитании дошкольников, позволяет максимально привлечь родителей к сотрудничеству в области патриотического воспитания, в большей степени закрепить и расширить знания детей о Родине, родном крае, природе, русских традициях и народах России, народных промыслах. Дети могут проявить свои творческие способности, увидеть результаты своей работы.
Благодаря проводимой работе, сотрудничеству педагогического коллектива и родителей, у детей расширились представления о ценностях ближайшего социального окружения, обогатилась сфера нравственных чувств и отношений. У детей наблюдается положительная динамика в формировании основ гражданской этики, развитии творческих способностей.
Литература:
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ, - Волгоград: Учитель, 2007
2. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», -Москва, 2007
3. Зимина А. Н. «Государственные праздники для дошкольников», -М. : Центр педагогического образования, 2007
4. Интернет – ресурсы
«Художественно-эстетическое воспитание дошкольников», https://www.adou.ru>conferense notes
«Художественно-эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста», www.maam.ru
«Педагогическое воспитание детей дошкольного возраста», https://nsportal.ru>2015/06/07