Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проектов о родном городе

Юлия Леготина
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проектов о родном городе

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проектов о родном городе

Патриотизм проявляется к любви к родным местам, гордости за свой народ, ощущении своей неразрывности с окружающим миром, желании сохранить и приумножить богатство своей страны. Особое место в сердце каждого человека занимает чувство Родины, которое зарождается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям, окружающему миру, впечатления от которого пропускаются через детское восприятие.

К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Приступая к воспитанию любви к родному городу, педагог обязан продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив черты, наиболее характерны для данной местности. Отобранный соответствующий материал поможет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен их город. Задача педагога – рассказать детям о традициях, истории города, познакомить с достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. При этом педагог должен сам хорошо знать свой город.

Для решения данной задачи коллектив детского сада № 10 «Ручеёк», разработал проект «Мои родной город Искитим», направленный на привлечение старших дошкольников к изучению города, в котором они живут. Актуальность проект определяется стремлением расширить знания детей о родном городе, его культуре, традициях

Цель проекта: Осуществление чувств комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

Для детей

- Знакомство детей с историей возникновения города Искитима, историческим прошлым народа;

- Систематизировать знания о названии улиц, достопримечательностях города.

- Развивать бережное отношение к городу его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь, обогащать и активизировать речь детей, учить свободно мыслить;

- Знакомство с символами города (флаг, герб)

- Вызывать чувства восхищения красотой родного города.

- Воспитывать чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Для родителей

- Повысить интерес, компетентность родителей в данном вопросе,

- Привлечение к реализации проекта.

- Способствовать возможности воплотить совместные идеи, проявить инициативу.

- Родители примут активное участие в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях и других видах деятельности.

Для педагогов

- Расширение знаний педагогов об историческим прошлом города Искитима

- Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

Планируемые результаты: (описываются через целевые ориентиры ФГОС ДО в контексте содержания проектной деятельности) представляются в логике:

Личностные качества

• Проявляет устойчивый интерес к истории и традициям родного города;

• Способен самостоятельно сообщить информацию о месте проживания (город, область, предприятие города, символику, достопримечательности, климатические условия);

• Способен любоваться природой родного края, бережно относиться к ней;

Интеллектуальные качества (характеризуется как смышленый и сообразительный ребенок):

• Способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;

• Cпособен разработать план действий по созданию продукта (рисунка, составить описательный рассказ о родном городе;

• Демонстрирует понимание своей нации, русской культуры, языка, традиций.

• Знает столицу нашей Родины, флаг, герб, гимн России.

• Знает герб своего города

Физические качества

• Способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).

Вид проекта – информационный, творческий

Состав участников: дети старшего возраста, родители воспитанников, педагоги

Участники и их роль в реализации проекта

Заведующий:

- осуществляет руководство работой педагогического коллектива

- способствует материально – техническому оснащению проекта

- координирует взаимодействие сотрудников ДОУ, родителей воспитанников и социальных партнеров

Старший воспитатель:

- участвует в разработке проекта

- осуществляет руководство за проведением мероприятий проекта

- принимает участие в реализации проекта

- создает условия для творческой работы коллектива над проектом.

Воспитатели ДОО:

- разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта

- организуют мероприятия проекта

- проводят консультативную работу с родителями

- взаимодействуют со специалистами.

Родители:

- участвуют в опросах, анкетировании

- посещают консультации, совместные досуговые мероприятия

- участвуют в совместной деятельности по плану проекта

Дети:

- участвуют в совместной деятельности, согласно плану проекта

- совместно с педагогами и родителями изготавливают пособия и игры для группы.

Предполагаемые продукты проекта: Создание мини-музея «Мой Искитим»

Методы проекта

• Наблюдение

• Совместные игры

• Познавательно-игровые занятия

• Беседы

• Экскурсии

Описание проекта

Реализация проекта проходила в три этапа.

1 этап – установочный.

Патриотическое воспитание следует начинать с методической работы с кадрами. В целях реализации и развития творческой инициативы педагогов была создана творческая группа из числа педагогических работников. В нее входили наиболее опытные педагоги, имеющие склонность к исследовательской деятельности и проявившие интерес к теме проекта. Главной целью творческой группы было разработка системы мероприятий по ознакомлению детей с родным городом. Для этого педагоги разделили знакомство с городом на восемь блоков

- 1 блок «История города»

- 2 блок «Искитим – прошлое и настоящее»

- 3 блок «Исторические памятники в городе»

- 4 блок «Достопримечательности города»

- 5 блок «Фабрики и заводы нашего города»

- 6 блок «Наш детский сад в жизни города»

- 7 блок «Улица на которой я живу»

- 8 блок «Природа родного края»

Творческая группа занялась сбором и изучением художественного материала по тематике проекта, разработала перспективно-тематическое планирование, продумала темы ННОД, праздников, досугов и развлечений по теме, создала презентации о городе Искитиме и его природе.

Педагогами были разработаны критерии оформления патриотических уголков в группах. Уголки предполагали наличие наглядных материалов (флаг, герб, карты, а так же настольно-печатных игр, пособий макетов, изготовленных детьми и воспитателями по темам.

По окончании проекта было намечено создать мини-музей «Мой родной город».

2 этап – основной

На этапе реализации проекта использовались различные виды детской деятельности. Чтобы расширить знания детей об истории родного города, педагоги детского сада в ходе проекта знакомили воспитанников с символами нашего города, с историей возникновения города Искитима, с гербом города, достопримечательностями, природой родного края, играли в дидактические игры, рассматривали альбомы и открытки с достопримечательностями и узнаваемыми местами. Дети делились своими знаниями об Искитиме, вспоминали, где они бывали вместе со своими родителями. В конце каждого месяца в детском саду были проведены развлечения, в ходе которых дети закрепляли, какие рыбы водятся в реках города Искитима, какие животные обитают в лесах, что означают памятники нашего города, с увлечением знакомились с историей родного города, его географией, промышленностью, удивительными людьми, жившими и живущими среди нас.

В ноябре 2016 года воспитанники подготовительной к школе группы № 4 посетили городской краеведческий музей, в котором состоялось торжественное открытие экспозиции «Искитим. Вехи истории», экскурсовод, сопровождающая детей, в доступной форме рассказала об истории возникновения, о культуре и спортивной жизни города Искитим. Все это вызвало у детей огромный интерес.

Большой интерес вызвала выставка «Дикие животные Сибири». Дошколята слушали рассказ о лосе (например, как определяют его возраст, волке, лисице, рыси, медведе. А еще дети познакомились с птицами нашего края, увидели много экспонатов: сову, глухарей, дятла и других. Ребята задавали много вопросов, рассуждали.

Добрая традиция нашего учреждение это – участие в ежегодной Детской Искитимской ярмарке товаров и услуг. Каждый год ярмарка имеет свою тематику, и её участники проявляют инициативу, творчество, находчивость чтобы соответствовать ей. В 2017 году ярмарка прошла под девизом «Гордимся прошлым, строим будущее» и была посвящена 300-летию города Искитима. Дети, родители, сотрудники общими усилиями подготовили сувенирные тарелочки с видами живописных уголков, а также с логотипами предприятий и организаций нашего города. Это были изображения пейзажа с видом Никольского храма во имя святителя Николая Чудотворца, автовокзала, городского краеведческого музея, центра дополнительного образования, парка Им. В. И. Коротеева, логотип цементного завода и самый популярный логотип празднования 300-летие города Искитима.

Жюри и организаторы ярмарки оценили наши старания Дипломом второй степени, Благодарственным письмом и сертификатом на приобретение товаров для детей.

В июле воспитатели Бушуева Евгения Владимировна и Коновалова Валентина Михайловна вместе с ребятами старшей группы провели для детей, занимающихся в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», викторину под названием «Знатоки родного города». Команда детского сада «Звездочки» и команда КСЦОН «Радуга» показали свои знания по истории и географии родного города, отвечая на вопросы викторины. Участникам были предложены такие задания как: «Найди среди флагов и гербов флаг и герб своего города», «Какие улицы и микрорайоны есть в нашем городе», «Назови реки Искитима», «Сложи пазл и назови, какой объект города на нем изображен». Дети так же закрепили свои знания ребята в подвижных и дидактических играх. С удовольствием юные знатоки отгадывали загадки о вокзале, школе, больнице, парке и других городских объектах. За каждый правильный ответ участникам вручался жетон с изображением бобра – символа Искитима, что доставляло детям огромное удовольствие и побуждало активнее отвечать на вопросы. На протяжении всего праздника с ребятами был Городовичок – Строитель в комбинезоне и каске. Веселый персонаж помогал детям, подбадривал их и пополнял копилку знаний ребят, рассказывая об интересных фактах и событиях нашей малой Родины. По окончанию встречи участники обеих команд построили из мягких модулей город – Искитим будущего. На прощание детский сад подарил Комплексному центру альбом «Искитимский алфавит» с достопримечательностями родного города, а представители Комплексного центра вручили детям сладкие призы. Обе команды награждены грамотами за активное участие в викторине «Знатоки родного города». Совместные игры, общение доставили всем детям огромное удовольствие. Ребята получили массу впечатлений, положительных эмоций. Это мероприятие является продолжением сотрудничества детского сада «Ручеёк» и МБУ КСЦОН г. Искитима.

В августе 2017 г. коллектив детского сада принял участие в городском конкурсе на лучшее оформление фасадов зданий предприятий и организаций к празднованию 300-летия города Искитима, в котором участвовали более 20 организаций различных сфер деятельности. Подготовка детского сада к конкурсу была тщательной и творческой. Каждый сотрудник старался внести свою изюминку в оформлении здания и территории. При входе на территорию детского сада посетителей встречает Городовичок-строитель с двумя бобрами – символами нашего города, далее по аллее расположены фотовыставка «300 счастливых мгновений с любимым городом» и выставка детского творчества к юбилею родного города. Также на территории детского сада появились баннер «Мы любим Искитим» и плакат «Будущее Искитима в руках наших детей», изготовленный руками педагогов. Центральный вход и все двенадцать теневых навесов украшены разноцветными праздничными флажками, сшитыми сотрудниками детского сада. На участках для прогулок обновлены, с участием родителей воспитанников, малые игровые формы; на клумбах установлены сделанные руками педагогов фигуры сказочных героев. Над главным входом в здание разместились баннер, посвященный 300-летию города Искитима, и плакат, посвященный 80-летию Новосибирской области. Не осталась без внимания и территория вокруг детского сада – газон, тротуар, стоянка для автомобилей. Жюри конкурса оценивало состояние фасада здания, наличие праздничной символики, благоустройство прилегающей территории. В администрации города 7 августа были подведены итоги конкурса. Детский сад награжден Почетной грамотой и кубком за I место в номинации «Лучшее оформление учреждений здравоохранения, культуры, спорта, образования и социальной защиты».

Особое внимание уделялось приобщению родителей к деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников. Педагогами были организованны родительские собрания в группах «Патриотическое воспитание в семье». Проводились беседы о целях, задачах и важности проекта. Родители так же принимали активное участие в сборе экспонатов для создания мини-музея. Среди множества праздничных и рядовых мероприятий, посвященных юбилейной дате, в детском саду силами детей, родителей и педагогов организована фотовыставка принимали участие в конкурсах рисунков, изготовлении макетов и тд.

Воспитанники детского сада активно принимали участие в городских конкурсах, приуроченных празднованию 300-летия города Искитима. В 2016 году приняли участие в открытом городском творческом конкурсе «Аквамир», за что были отмечены Дипломами за участие; в октябре в Доме культуры «Октябрь» прошел VI Городской конкурс чтецов «Пегас». От нашего детского сада выступили трое юных декламаторов. Они прочитали объемные стихи о своем родном городе и получили Дипломы участников.

В 2017 году воспитанница детского сада стала победителем городского конкурса рисунков «Гордимся прошлым – строим будущее». Ее рисунок вошел в печатную серию праздничных открыток к юбилею города.

3 этап – заключительный

На заключительном этапе был организован мини-музей «Мой родной город Искитим». Экспозиции музея включали в себя наглядные материалы, книги, рисунки, альбомы, макеты, изготовленные детьми и родителями, воспитателями о городе Искитиме в течение реализации проекта. Это макеты цементного завода, городского парка отдыха, музея, детского сада, памятников и других значимых и красивых мест нашего города. Также в мини-музее появились альбомы «Реки нашего города», «Искитим. Прошлое и настоящее», «Экологические проблемы нашего города», «Искитим. Времена года», «Искитимский алфавит» и лепбук «Ложковский Святой ключ». Посещения детьми мини-музея сопровождались изучением экспонатов, беседами о содержании собранного материала.

Участие в данном проекте позволило педагогам расширить свой профессиональный опыт, найти необычные способы взаимодействия с детьми и их родителями. Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей. Повысился познавательный интерес к своему городу, к его истории. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Коллектив детского сада уверен, что вся эта планомерная, систематическая работа еще больше укрепит любовь к родному городу, к родному краю не только у маленьких искитимцев, но и у всех, кто хоть немного прикоснулся к совместной деятельности по проекту. Возможно, эта работа станет для кого-то началом дальнейшей поисковой, а может даже научной деятельности по изучению малой Родины и решению её насущных проблем.

Публикации по теме:

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС  Никто не учит маленького человека: «будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в.

Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство дошкольников с традициями и культурой жителей пензенского краяНравственно-патриотическое воспитание через знакомство дошкольников с традициями и культурой жителей пензенского края Дошкольные образовательные учреждения, являясь звеном системы образования, формируют у детей первое представление об окружающем мире, среди.

Гражданско-патриотическое воспитание детей. Презентация «Наш дом — Россия» В Росии городов не счесть, У них особенные лица, И самый главный город есть: Москва-прекрасная столица. Москвы-красавицы наряд Из многих.

Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников региональный компонент «Я и моя семья» Блок 1. «Я и моя семья» Тема 1. «Моя семья» Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным.

Мастер-класс «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины» Мастер-класс «Россия – Родина моя!» Составитель – воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Хасанова Светлана.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через познавательное развитие и региональный компонент Слайд 1 Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К. Д. Ушинский. Нравственное воспитание,.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохра- ненное предшествующим поколе- нием, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным.

Образовательный проект «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины» Вид проекта– познавательно-исследовательский., фронтальный, долгосрочный. Срок реализации проекта– с октября по март Участники проекта–воспитанники.

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание детей» в средней группеПроект «Гражданско-патриотическое воспитание детей» в средней группе В Росии городов не счесть, У них особенные лица, И самый главный город есть: Москва-прекрасная столица. Москвы-красавицы наряд Из многих.

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проектов о родном городе
Опубликовано: 23 августа 2018 в 09:10
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

Картотека дидактических игр на развитие словаря
Картотека дидактических игр на развитие словаря Игра «Потому что» Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих слов (...
Сценарий праздника «День дошкольного работника» в детском саду
Цель: создание праздничного настроения у детей и взрослых; Задачи: расширять представления детей о профессиях дошкольных работников; развивать речь, память,...
Конспект занятия по аппликации «Выносливый дуб»
Программные задачи: Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески (...